Шахматы

Тайский и камбоджийский вариант

Эти разновидности практически идентичны, но все же внешние различия между ними есть. Тайский тип – макрук, в Камбоджии игру называют оук-чатранг (она древнее). Первые документальные записи об этой игре можно встретить в XVII веке, когда игру описал посол франции Ла Любере.

Доска в игре макрук привычная – 8 на 8, одноцветная. На ней уже нет характерных индийских перекрестков аштапады. Играет уже 2 игрока, а не 4. Основное отличие игры – использование ракушек вместо фигур, хотя и фигуры здесь, но они похожи между собой.

Сёги произошли от игры сянци и, возможно, у них есть родственные связи с макруком, так как есть схожие черты. Эта игра несколько проще предыдущих и больше напоминает современные шахматы:

  • доска 9 на 9 клеток;
  • расположение фигур на полях;
  • превращение фигур по достижении горизонтали;
  • пленники противника можно на следующий ход поставить в любое место доски в качестве своей фигуры;
  • фигуры одноцветные;
  • начальная расстановка и ходы напоминают макрук.

Собрав воедино все 3 игры: макруг, сянци и сёги, можно восстановить варианты древних шахмат. Они появились благодаря обмену между странами, так как в то время Япония, Малайские острова и Индия были соединены морским торговым путем.

Шахматы в противостоянии человека и компьютера

Игра получила признание как самая интеллектуальная, где «ловкость рук» не имеет абсолютно никакого значения. По этой причине с 70-х годов ХХ века проводились партии между человеком и компьютером как показательные состязания между интеллектом биологическим и искусственным.

Первым сразился с умной машиной Дэвид Леви и — выиграл. Это случилось в 1978 году. В 1989 году он был побеждён — «разумнее» оказалась программа Deep Thought.
Но и она уступила российскому (тогда — советскому) шахматисту Гарри Каспарову, сумевшему в 1991 году дважды обыграть Deep Thought. Но в 1996 году и Каспаров сдался, проиграв компьютеру Deep Blue. После эпохального матча компания IBM, которой принадлежал компьютер, разобрала его.

Такие состязания проводятся довольно часто. И компьютеры побеждают всё чаще и чаще.

Мифическая птица Рух

Из Индии шахматы проникли в Персию, а после завоевания Персии «всадниками пустыни» игра стала известна и арабам.

В те же времена шахматы получили распространение и в Средней Азии. В Петербурге в коллекциях Эрмитажа хранятся две старинные шахматные фигурки. Одна из них была найдена при раскопках городища древнего Самарканда — Афросиаба. Она представляет собой вырезанную из слоновой кости фигуру всадника с палицей. Тяжелые формы, грозная поступь коня, напоминающая скальные рельефы, позволили бы отнести эту вещь к сасанидскому периоду, будь она найдена в Иране. Фигурка датируется VIII веком. Это, собственно, первый известный нам шахматный конь.

Другая фигурка, также из слоновой кости, найдена в окрестностях древней Ферганы. Она изображает большую хищную птицу, сидящую на утесе с какой-то водяной птицей в когтях. Хищник как будто собирался терзать свою добычу.

В состав индийского войска вместе со слонами, всадниками и пехотинцами входили и боевые колесницы-ратхи — это нашло свое отражение в шахматах. В персидском же войске таких колесниц не было, и эта фигура, вероятно, из-за звуковой ассоциации приобрела вид мифической птицы Рух. Кстати, именно о птице Рух говорит в своем описании шахмат автор Шах-Намэ Фирдоуси:

По краю два руха сидят боевых. Кровь печени рдеет на клювах у них.

Эта птица по представлениям, бытовавшим тогда в Иране, олицетворяла судьбу, была другом, защитником и покровителем войска. Так произошла замена конкретной, но чуждой персам колесницы — ратхи — фантастическим, но близким и хорошо понятным образом птицы Рух.

Продолжение следует.

На сцену выходят нейронные сети

Сейчас сильнейшим шахматным движком считаются нейронные сети. Так LeelaChessZero (LC0) уверенно победила Stockfish. Еще можно вспомнить знаменитую AlphaZero.

Нейронные сети способны в целом оценивать обстановку на доске, они предпочитают позиционный стиль, захват пространства и контроль над доской. LC0 сначала знала только основные правила движения фигур. Нейросеть, самообучаясь, провела с самой собой миллионы партий и стала лучшей в мире и скорее всего сохранит лидерство в обозримом будущем.

В целом, нейро-алгоритмы способны решать важнейшие исследовательские задачи, включая разработку новых материалов и лекарств.

В[]

  • Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).
  • Вечный шах — ситуация, в которой одна из сторон (как правило, сильнейшая) не может избежать серии повторяющихся шахов. Партия при этом, как правило, оканчивается ничьей после троекратного повторения позиции.
  • Взятие на проходе — Взятие пешкой пешки противника на поле, которое она пересекла, делая свой «двойной ход». Возможно в том случае, когда пешка находится на 5-й (для белых пешек) или 4-й (для чёрных пешек) горизонтали и пешка противника, делая двойной ход, пересекает поле, находящееся под боем у данной пешки. Возможно только следующим за этим двойным ходом.
  • Вилка — ход, после которого под боем оказываются две (и более) фигуры противника.
  • Выжидательный ход  — ход, ничего принципиально не меняющий в характере позиции и ставящий целью выяснить намерения противника, передав ему очередь хода.

Близнецы «Белое и черное»

В древности Индия была сильной и процветающей страной, благополучие которой принес правящий ею мудрый царь. У него было 2 сына-близнеца. Различались они лишь тем, что носили разную одежду — белую и черную. Царь-отец состарился и умер, предварительно завещав каждому сыну по половине своей страны. Молодые правители оба хотели иметь власть над всей страной, а не только над ее половинами, поэтому начали вражду. Война длилась долго, унесла множество жизней и ресурсов. Оба близнеца в какой-то момент устали от нее, захотели помириться, но это было уже невозможно. Оба знали, что прекращение войны несет каждому молниеносный проигрыш и потерю своих земель. Оба желали стать единоличными правителями Индии.

Настал момент, когда в длительной схватке между братьями погибла целая половина населения страны. Тогда индийцы твердо решили прекратить борьбы, послав к царям мудреца. Он поведал им, что поможет определить победителя среди них без кровопролития и честно. Когда близнецы согласились, он достал деревянную доску и фигурки, символизирующие братьев в белых и черных одеждах. Партия закончилась победой того брата, что любил белое. Он стал единственным правителем Индии, принес ей благополучие и мир. С тех пор шахматы стали в стране и за ее пределами очень популярными

А в честь важной победы в них первыми всегда ходят белые фигуры

Современное состояние и перспективы

После объединительного матча Крамник — Топалов в 2006 году восстановлена монополия ФИДЕ на проведение мирового первенства
и присвоение звания чемпиона мира по шахматам. Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия),
выигравший этот матч.

В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд, победивший в чемпионате мира 2007 года.
В 2008 году состоялся матч-реванш между Анандом и Крамником, Ананд сохранил свое звание.
На конец 2009 или начало 2010 года намечено проведение очередного матча, в котором примут участие Ананд и Веселин Топалов.

Формула розыгрыша звания чемпиона корректируется ФИДЕ. В последнем чемпионате звание разыгрывалось в турнире с участием чемпиона,
четырёх победителей претендентского турнира и трёх персонально выбранных игроков с наибольшим рейтингом.
Однако ФИДЕ сохранила и традицию проведения личных матчей чемпиона с претендентом: по существующим правилам,
гроссмейстер с рейтингом 2700 или выше вправе вызвать чемпиона на матч (чемпион не может отказать) при условии обеспечения
финансирования и соблюдения сроков: матч должен завершиться не позже чем за полгода до начала очередного чемпионата мира.

Упомянутый выше прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат.
Начиная с 2000 года проводятся турниры по шахматам Фишера, в которых начальная расстановка фигур выбирается перед партией
случайным образом из 960 вариантов. В таких условиях становится бесполезным накопленный шахматной теорией огромный массив
дебютных вариантов, что, как считают многие, положительно сказывается на творческой составляющей игры, а при игре против машины
заметно ограничивает преимущество компьютера в дебютной стадии игры. Другими вариантами решения этой проблемы может стать
предлагавшаяся Владимиром Крамником жеребьёвка дебютов или один из вариантов модифицированных шахмат — кингчесс или боевые шахматы.
Пока сложно сказать, какой из этих или других вариантов «оживления» игры будет востребован в будущем.

Шахматы на Руси

К нам игра пришла в 820 году. Это был вариант арабского шатранджа под названием шахмат. Для благозвучия их стали называть привычным для всех словом – шахматы. Получается, что путь движения начинается в Персии, после чего они проникли на Кавказ и Хазарский каганат, а оттуда уже к нам. Если рассмотреть названия фигур, можно заметить разительное сходство с арабскими и персидскими названиями. Так, название слона и коня является арабским, а ферзь происходит от персидского слова фарзин.

Но международная европейская терминология и вариация игры была привезена из Польши, в которую шахматы проникли через Италию. Поэтому начало шахмат на Руси датируется X-XI веком. Параллельно ига просочилась в Европу, где и приобрела вид современных шахмат. Но все-таки еще многие года в каждом городке и селении были свои особенности, правила и методики.

Легенда о шахматах и зерне

Эта легенда, по данным историков, претендует на звание самой популярной. Она гласит, что В Индии правил царь Баграм. Он был очень богат и постоянно вел войны с соседними странами, стремясь поработить их. Войско царя с колесницами и слонами побеждало во всех схватках, и вскоре воевать попросту стало не с кем. баграму стало скучно, и он созвал своих слуг. Им он велел придумать для него достойную царя забаву, способную избавить его от тяжких дум. Сначала слуги предлагали Баграму игры с использованием золотых и алмазных вещиц. Однако, даже самые шикарные и дорогие безделушки не смогли увлечь его по-настоящему. Но чуть позже слуга принес царю что-то на вид совсем не шикарное.

Это была деревянная коробочка, в которой лежали такие же фигурки. Увидев ее, царь тут же разгневался дешевизной подарка. Но слуга сразу же сказал ему, что ценность данной игры — не в ее дорогом материале, а в мудрости, которую она дает. Услышав это, Баграм принялся играть. Слуга показал ему фигурки, копировавшие его всадников, слонов, офицеров, стрелков и пр. Царь обрадовался, решив, что легко обыграет оппонента. Конечно, ведь до этого с тем же войском он сумел захватить весь мир. Каково же было удивление правителя, когда он потерпел поражение от какого-то слуги. Тот объяснил, что царь привык побеждать врага силой, что в шахматах невозможно. Тогда Баграм стал тщательно обдумывать все свои шаги. Ему удалось одержать новую победу, и с тех пор он играл со своими фигурками каждый день. Мир шахмат увлек его на всю оставшуюся жизнь.

Испытывая благодарность к своему слуге, подарившем ему игру, царь предложил ему горы золота. Однако, тот отказался, предложив правителю заменить золото простым зерном. Царь обрадовался такой возможности дешево вознаградить слугу и согласился. Тогда слуга сказал ему, чтобы он положил первое из зерен на клетку шахматной доски. А далее клал на каждую следующую клетку из 64 существующих вдвое больше, чем в предыдущий раз. На первый взгляд, все казалось просто и дешево. Но потом придворные математики царя удивились: получаемое таким путем количество зерна невозможно будет найти во всем мире! Оно выражается 20-значным числом, превышающим количество песчинок в Сахаре.

Требуемое слугой зерно можно было бы истратить на то, чтобы засеять всю поверхность Земли, включая покрытую океанами и ледниками, целых 9 раз! Поняв это, царь осознал всю безграничность тайн шахмат и навсегда полюбил их. Игру стали использовать все шире и чаще не только в его государстве, но и по всему миру.

Г[]

  • Гамбит — разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
  • Гарде́ (Шаблон:Lang-fr «берегите(сь)») — нападение на ферзя (устаревшее; объявление «гарде» не обязательно).
  • Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разного уровня мастерства, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперёд 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
  • Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).

Р[]

  • Рапид — см. Быстрые шахматы.
  • Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В своё время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
  • Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера ФИДЕ — от 2300, международного мастера — от 2400. Уровень гроссмейстера — от 2500 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
  • Ретроградный анализ (ретроанализ) — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или чёрных), чья очередь хода и т. п.
  • Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
  • Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
  • Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд — вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых могут «полакомиться» пешками.

Проникновение в Европу

В VIII-IX веках, при завоевании Испании арабами шатрандж попал в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию,
Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии.
Европейские мастера продолжили преобразование правил, в конечном итоге превратив шатрандж в современные шахматы.
К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик, хотя из-за несогласованности изменений ещё несколько веков
в разных странах бытовали собственные, иногда достаточно причудливые, особенности правил.
В Италии, например, вплоть до XIX века пешка, достигшая последней горизонтали, могла превращаться только в фигуры, которые уже сняты с доски.
При этом ходить пешкой на последнюю горизонталь при отсутствии таких фигур не запрещалось; такая пешка оставалась пешкой и превращалась
в первую взятую противником фигуру в момент, когда противник её брал. Там же была разрешена рокировка при наличии между ладьёй
и королём фигуры и при прохождении королём битого поля.

По мере распространения шахмат в Европе стали появляться как собственно шахматные, так и художественные произведения,
рассказывающие об этой игре. В 1160 году появилась первая шахматная поэма, которую написал Эзра. В 1283 вышла первая шахматная книга
в Европе — трактат Альфонса X Мудрого. Эта книга представляет значительный исторический интерес,
так как содержит описание и новых европейских шахмат, и уже отживающего шатранджа.

История шахмат

История шахмат — простое руководство по тому, кто изобрел стиль Chess One day — человек по имени H. J. R. Murray (Мюррей) был заинтересован в том, чтобы приблизиться к корням игры в шахматы. Он решил поделиться своими открытиями с миром, написав книгу «История шахмат», в 1913 году. В своей книге Мюррей предполагает, что история шахмат началась на севере Индии, затем распространилась по Персии а затем по всему азиатскому континенту. На Востоке шахматы стали частью придворного образования знати.

В те дни слова вроде «Шах» — царь по-персидски — или «шах мат!»- смерть королю – уже использовались в играх. Правила были уже очень похожи на те шахматные правила, которые мы знаем сегодня. Мюррей описывает оригинальную форму шахмат, названную Шатрандж. Затем он представляет роль средневековых шахмат в Европе в Средние века, как они путешествовали с Ближнего Востока в Россию, а затем в Западную Европу. Наконец, в третьей части своей книги по истории шахмат автор приходит к началу современных шахмат в 19 веке, как мы знаем его сегодня.

Ф[]

  • Фаланга — пешечная цепь.
  • Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
  • Ферзь — Самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали, вертикали или диагонали. В исходном положении белый ферзь находится на поле d1, чёрный — d8.
  • Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
  • Фланг — край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h.
    • Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.
    • Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.
  • Фишеровские шахматы (рэндом-чесс) — шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и чёрных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причём слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
  • Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию) фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
  • Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчёт.
  • «Форточка» — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.

Н[]

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  • Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
  • Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.
  • Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

О[]

  • «Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
  • Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
  • Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
  • Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
  • Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка – одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе – специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах – ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат – ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов  не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное  повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к  ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной  из четырех систем проведения турниров:

  • швейцарская система;
  • круговая система;
  • нокаут-система;
  • схевенингенская система.

К популярным международным шахматным турнирам относятся:

  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • кубок мира;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Шахматные структуры

Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) – организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.

Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).

Шахматы на арабском востоке. Появление игры в современном её виде.

В XI веке шахматы «перебрались» на арабский восток. Первое упоминание о них встречается у арабского историка Альбируни, который даже посвятил этой игре отдельный труд.
Арабский вариант игры в шахматы назывался «шатрандж». В партии участвовало двое игроков. Состав «войска» включал короля, ферзя, восемь пешек, двух коней и две ладьи. Фигуры располагались по двум сторонам доски и имели два цвета – чёрный и белый.

Шатрандж был практически полным аналогом современных шахмат. Король мог ходить только на одно поле в любом направлении. Ход, когда король противника находился под ударом, назывался «шах». Ладья перемещалась по горизонтали или по вертикали на любое количество полей. А конь, как и в современных шахматах, мог ходить только буквой «г».

После завоевания арабами Пиренейского полуострова игра широко распространилась в Западной Европе. Много позже она попала в Среднюю Азию, а уже оттуда – в Российское государство. Большими приверженцами шахмат на Руси были царь Иван Грозный и император Петр I.