Киберспорт

О призовых фондах в киберспорте

За победу в турнире профессиональные геймеры получают, если не зарплату, то призовые. Чем статусней турнир и чем выше место команды в турнирной таблице, тем выше гонорар. Сумма может исчисляться сотнями и миллионами долларов США.

Ежегодно самые большие призовые фонды приходятся на важные международные турниры по киберспорту, например на The International – состязания по Дота 2, Blast Premier Spring Series – состязания по Counter Strike GO.

Самый большой призовой фонд за победу в Дота 2 был в 2019 году. Разыгрывалось 3 млн. $. В 2020 году призовой фонд по CS GO ожидается  1,375 млн. $.

Весь призовой фонд, понятное дело, не достанется только одному победителю. Его распределят между чемпионами, командами, которые вошли в тройку лидеров, и теми, кто занял более низкие места. Таким образом, компьютерный спорт будет приносить многим определённых доход, поэтому стоит развиваться, работать, чтобы пробиться в важные чемпионаты.

Перспективы

Киберспорт для детей и взрослых будет развиваться семимильными шагами и дальше.

Несмотря на то, что в последнее время рынок мобильных игр забирает большую часть аудитории, призовые в киберспортивных соревнованиях по-прежнему увеличиваются, и неизвестно, когда этот рост прекратится.

Пока все больше людей приобщается к профессиональному геймингу, интересуется матчами и различными игровыми девайсами, поэтому многие компании по-прежнему заинтересованы в организации чемпионатов.

Киберспорт и Олимпийские игры 2024 года

На данный момент неизвестно, будет ли киберспорт участвовать в предстоящей Олимпиаде, но Тони Естангнет, занимающий пост председателя Парижского конкурсного комитета, заявил, что собирался обсудить такую возможность после Олимпиады в Токио.

Лучшие киберспортивные команды мира

Среди огромного количества коллективов по всему миру в каждом регионе можно выделить несколько лучших по результатам на крупнейших чемпионатах.

Команды СНГ

Virtus.pro

Российская команда, которая на данный момент входит в десятку лучших в мире по количеству заработанных призовых с турниров.

В первую очередь, команда известна своим составом по Dota 2, который в течение нескольких лет выигрывал крупнейшие турниры (за исключением The International, где часто занимал 5-6 места).

Natus Vincere

Украинская организация, которая собирала под своим крылом сильнейшие в свое время составы по Counter-Strike и Dota 2.

В число титулов организации входят победы на крупнейших мировых чемпионатах, включая первых игроков состава по Dota 2, которые стали чемпионами The International 2011.

Team Empire

Сильная команда, которая неоднократно участвовала в крупнейших чемпионатах по Dota 2, но выигрывала лишь немногие из них. 

США и Европа

Evil Geniuses

Одна из крупнейших киберспортивных организаций в мире.

Имеет сильные составы по Dota 2 и CS:GO.

Первый выигрывал и неоднократно попадал в тройку призеров на The International.

SK Gaming

Одна из самых успешных команд по Counter-Strike.

Помимо этого, организация также имеет составы во многих менее популярных киберспортивных дисциплинах, таких как FIFA, SMITE, Call of Duty и некоторые другие.

Fnatic

Крупная киберспортивная организация, имеющая одни из сильнейших составов по Counter-Strike и Dota 2.

Состав по CS:GO несколько лет считался сильнейшим в мире.

Азия

Wings Gaming

Небольшая киберспортивная организация, которой удалось добиться главного достижения в киберспорте по Dota 2 – победы на The International.

Однако после турнира команда быстро распалась.

LGD Gaming

Крупнейшая киберспортивная организация в Китае, которая имеет один из сильнейших в мире составов по Dota 2, а также сильные коллективы в других киберспортивных дисциплинах.

NewBee

Китайская организация, которая имела крутые команды по Dota 2, которые выигрывали и занимали 2-е места на The International. 

Жизнь после киберспорта

Практика показывает, что киберкарьера завершается в 25-26 лет – это тот возраст, когда время реакции ухудшается и тебя обыгрывают юные школьники; в играх, где от реакции ничего не зависит, можно поиграть на топ-уровне и в 30-35 лет.

Потом у игроков два варианта – стать либо комментаторами, либо стримерами. Как правило, выбирают второе, это удобнее: у игрока уже есть наработанная аудитория, которая приносит деньги с донатов, рекламы и подписок на сервисах трансляций.

Иногда стримерство даже более выгодно, чем участие в турнирах – ведь если твоя команда не заняла первое место, много денег тебе не достанется.

Еще можно стать тренером, но их очень мало. К тому же роль тренера заключается в контроле времени, проведенном игроком за компьютером. Проще говоря, тренер это человек, который периодически заставляет игроков сделать передышку от игры, встать, размяться. Тренеру можно даже не уметь играть, в принципе.

Это настоящий спорт: описание дисциплины

Начнем разбираться, что это – киберспорт. Далеко не все люди понимают, что это не глупые игры, а настоящая командная или одиночная профессиональная работа.

Вам будет интересно узнать, что в 2001 году киберспорт уже был официально признан – тогда Россия стала первой страной, принявшей подобное решение. В 2006 году его исключили из реестра, и вернули обратно уже в 2016 – остальное вы знаете. Скорее всего вы знаете стримера Simple на Twitch, он настоящий пример киберспортсмена! В 2016 году он вступил в один из самых крутых клубов  NaVi и занимал победные места в турнирах по CS:GO!

Попробуем подробнее разобраться, что это за вид спорта – киберспорт. Он был признан официальной дисциплиной согласно приказу Минспорту РФ № 702 и соответствует заявленным в нем требованиям:

  • Способствует интеллектуальному развитию способностей человека;
  • Имеет отличительные признаки, в числе которых основные принципы, используемое оборудование и регулярное проведение соревнований;
  • Наименование соответствует содержанию дисциплины.

При этом существуют требования о непризнании спортивной дисциплины, если:

  • Отсутствует состязательность;
  • Правилами не создаются равные условия для всех участников;
  • Допускается жестокость, неуважительное отношение или насилие, унижение достоинства личности и прочие проявления неприязни и нарушения закона.

Киберспорт – это профессия, это командное или одиночное соревнование за победу в определенной игре. Мы познакомили вас с определением и убедились, что это настоящий и признанный вид спорта. Как он таковым стал, когда появился? Немного углубимся в прошлое!

История и развитие

«Киберспорт – это профессия или развлечение?» – вот вопрос, которым задаются тысячи людей. Многим сложно понять, как щелкание клавиатурой и мышкой смогло стать прибыльным занятием и получило статус спортивной дисциплины.

Взглянем на историю развития киберспорта – это поможет понять путь его становления.

Первый киберспортивный турнир – его прародитель – состоялся аж в 1972 году. 24 студента Стэнфордского университета соревновались в игре Spacewar. Одновременно играют два человека – выигрывает тот, кто собьет космический корабль противника. Победитель получил подписку на журнал Rolling Stone!

  • Рост и расширение индустрии компьютерных игр пришелся на 1990-е годы – тогда постоянно проводились небольшие локальные турниры и соревнования, подобные самому первому событию в мире киберспорта;
  • Восемь лет спустя (в 1998 году) разработчик Atari провел следующее крупное киберсобытие – соревнование по Space Invaders, участие в котором приняли несколько тысяч человек;

Первый массовый турнир «Red Annihilation» был проведен в 1997 году – его организовал Эйнджел Муньен, игроки сражались в Quake. Он проходил в несколько этапов – сначала 2000 американских игроков соревновались в формате онлайн, а уже потом 16 финалистов прибыли в Антланту, на выставку Electronic Entertainment Expo. Впервые трансляция активно велась в интернете, победитель получил Ferrari 328 GTS – им стал Деннис Фонг;

Именно после первого турнира Муньезом была создана первая профессиональная лига киберспорта Cyberathlete Professional League (CPL).

В двухтысячных началось становление интернета – тогда свет увидели такие известные продукты, как Старкрафт или Контрстрайк. Открылась следующая страница:

В 2000 году стартовал турнир World Cyber Games – первый призовой фонд составил 600 тысяч долларов, а спонсором выступил Самсунг;

  • В 2002 году была создана Major League Gaming (MLG), одна из самых успешных киберлиг;
  • В 2003 году в Южной Корее возникли две профессиональные лиги, OnGameNet StarLeague и MBC Game StarLeague, состязания в которых транслировались по двум исключительно игровым телевизионным каналам;

Тогда же во Франции был запущен конкурент WCG, Electronic Sport World Cup — международный чемпионат, имеющий в спонсорах Intel и NVIDIA.

Вы сможете однозначно ответить на вопрос: «Киберспорт – это профессия или хобби?», если узнаете, сколько тренируются участники команд. Нужно отточить реакции, изучить каждую мелочь, каждую деталь карты и суметь войти в полное взаимодействие с другими пользователями. Профессиональные игроки проводят за компьютером по 8-12 часов в день, у них есть тренеры – специалисты, вырабатывающие стратегии и тренирующие дисциплину и реакцию. Неудивительно, что спортсмены зарабатывают достойно, ведь киберспорт – это сложный процесс! О цифрах поговорим позже, пока мы обсудим, какие именно игры становятся предметом битвы.

Где в Петербурге получить киберспортивное образование?

Фото: www.pexels.com

Даже если вы не живете в Петербурге, то есть возможность поступить на дистанционное обучение в университет Синергия на факультет игровой индустрии и киберспорта.

В магистратуре Института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) есть курсы «Основы тренировочного процесса киберспортсменов».

На магистратуре факультета цифровых трансформаций Университета ИТМО действует программа «Технологии разработки компьютерных игр», на которой идет обучение по двум направлениям — «Проектирование видеоигр» и «Внутриигровые технологии».

Обучение специальностям в области компьютерного спорта также есть в университете Лесгафта.

Для детей в Северной столице действует киберспортивная школа на базе Союза «КИБЕРИКОН», а также академия киберспорта CyberBonch и школа киберспорта, где обучают граждан от семи до 22 лет.

Развитие киберспорта

В сегодняшние темпы развития киберспорта сложно поверить, ведь десять лет назад мы совершенно не расценивали игры как способ заработать. И уж тем более не думали что через каких то пару лет начнут появляться люди, узнаваемые во всем мире с помощью игрушек в которые мы привыкли играть в свободное время.

А вот стоимости Лиг в сравнении с esport-ом

Киберспорт имеет десятки, нет, сотни возможностей для улучшения собственных модификаций. Смотрите, классический вид спорта с давних времен ничего не меняет, не развивается, а вот в киберспорте все наоборот. Разрабатываются новые моды, меняются либо, создаются заново режимы (типа Hearthstone), а ранее созданные моды игр могут дополняться благодаря так называемым патчам для сервера.

Лидеры киберспортивного мира — ведут себя намного проще, спокойнее, чем множество певцов, актеров и тех же футболистов. Не нужно тратить кучу времени и сил, чтобы выйти на связь и узнать все, что интересно из его же уст с помощью того же чата на его стриме. Можем дискутировать на эту тему еще долго, но каждый имеет свою привязанность к этому виду спорта.

ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Бинды кс го, Параметры запуска

Самое главное и трудное что приходится проходить всем киберспортивным командам это результат и развитие на которое тратится очень много времени и сил в тренировках, чтобы радовать руководство и своих фанатов. Кому-то это кажется тратой времени, но по факту киберспортсмены работают над собой не меньше чем спортсмены, 8-12 часов против 2-4 в день. Более того, все турниры проходят в разных странах, в связи с чем игроки постоянно находятся в движении, без нормального отдыха. Исходя из сказанного думаю не сложно понять что такое киберспорт для этих ребят. Которых мы называем своими кумирами, и что он значит для нас с вами.

ХОРОШИЙ МАТЕРИАЛ: Настройка мышки для кс го!

Ставки на киберспорт

Помимо возможности попасть в комьютерный спорт многих людей, которые хорошо разбираются в той или иной игре, привлекает возможность ставить ставки на киберспорт.

Некоторые на этом также зарабатывают неплохие деньги, которые можно сравнить с тем, сколько зарабатывают киберспортсмены в тир-2 коллективах топовых дисциплин.

Как ставить ставки на киберспорт

Сделать кибер ставки сегодня предлагает множество БК с локализацией на русский язык. 

Достаточно просто зарегистрироваться на одном из букмекерских сайтов.

Далее останется просто пополнить баланс и выбрать событие для ставки.

Виды ставок

Есть множество вариантов, как делать ставки на киберспорт.

В первую очередь, это, конечно, победитель встречи, но, помимо этого, есть ряд других:

  • Фора. Ставка на победу команды с форой по картам, фрагам или другим показателям.
  • Тоталы. Сколько будет сыграно карт/сделано фрагов/убито существ и т.д. Обычно это ставки на «больше/меньше» значения, выставленного букмекером.
  • Первое убийство. Кто первым убьет противника в матче.
  • Лайв. Такие же ставки, как и стандартные, но делаются во время проведения матча, а не до его начала. 

Это только краткий перечень возможных ставок.

Точный список всегда зависит от того, какого букмекера вы выбрали.

Где делать ставки на киберспорт

На специальных букмекерских сайтах.

Обратите внимание, что некоторые из них блокируются провайдерами в различных государствах, в связи с чем приходится пользоваться VPN-клиентами и другими программами для обхода блокировок. Блокировка не говорит о недобросовестности сайта, а только о том, что в вашей стране его деятельность считается незаконной

Блокировка не говорит о недобросовестности сайта, а только о том, что в вашей стране его деятельность считается незаконной.

Что такое киберспорт

Киберспорт (от англ. слова cyber — «электронный») — одиночное или командное соревнование по компьютерным играм. Видеоигра должна соответствовать определенным требованиям. Главное из них заключается в поддержании честного соперничества между спортсменами.

В современном киберспорте проходят крупные турниры по дисциплинам:

  • Dota II;
  • League of Legends;
  • Fortnite;
  • Counter-Strike: GO;
  • Overwatch.

С начала 2020 г. из-за отмены большинства матчей особую популярность приобрели FIFA, а также виртуальные версии хоккея и баскетбола. Менее масштабные соревнования проводятся в симуляторах NFS, World of Tanks и др.

Чемпионаты отличает наличие призового фонда, распределяемого между победителями. В странах, где киберспорт официально признан, игроков причисляют к обычным спортсменам.

Где учат на киберспортсменов

Пока что не существует школ для киберспортсменов. Но есть, например, курсы Skillbox, которые могут помочь перейти из геймера-любителя в профессионалы. Студентов таких курсов можно разделить на две группы: тех, кто хочет научиться профессионально играть, и тех, кто хочет работать в индустрии киберспорта — стать менеджером, маркетологом или пиарщиком.

По окончании карьеры бывшему киберспортсмену сложно куда-то устроиться. По словам Дениса Татьянкина, руководителя направления игры в Skillbox, вариантов не так много, и самый очевидный — организация киберспортивных мероприятий. Другой вариант — стримить игры. Однако это не очень прибыльно.

Киберспортсменам сложно реализовать свои навыки где-то, кроме игр. По словам Татьянкина, экс-киберспортсмен также может стать геймдизайнером. Правда, в России эта профессия пока не очень востребована.

Оборудование

Обязательное наличие дорогих девайсов у игроков мирового уровня – миф. Можно играть самой обычной мышкой за 500 рублей и быть в топе. Главное, чтобы у мыши был высокий DPI и правильная частота, чтобы курсор плавно ездил по экрану.

Но разумеется, если у игрока топовая клавиатура, мышь и гарнитура – он сможет играть лучше. Клавиатура рекомендуется механическая, а не мембранная: если на мембранной можно сделать 400-500 нажатий клавиш в минуту, то на механической особо прошаренные товарищи поднимают планку до 800 нажатий в минуту. Как правило, игроки привозят на турниры свое оборудование. Кстати, стул – тоже важная часть экипировки.

Перспективы киберспорта

Возможно, по каким-то трудно прогнозируемым теперь причинам он потеряет всякую актуальность спустя какое-то время и канет в небытие? Или же, напротив, в будущем киберспорт будет лишь набирать обороты и, в конце концов, потеснит с пьедестала такой безумно популярный вид традиционного спорта, каким в наши дни является футбол?

Разумеется, время расставит всё по своим местам, однако второй вариант развития событий выглядит более вероятным.

У многих могут возникать закономерные вопросы: как попасть в киберспорт? Как становятся киберспортсменами в России и на Западе? Что произойдёт после того, как я всё-таки стану киберспортсменом? Сейчас будем разбираться.

Кто такие кибератлеты и как стать одним из них?

Киберспортсменами называют игроков, которые участвуют на спортивных соревнованиях. Они также получают зарплату, если состоят в команде и для них этот спорт можно назвать уже больше работой, чем развлечением. Хотя люди стремятся туда не только ради денег, но и, как каждый настоящий спортсмен, ради реализации своих навыков, славных побед и достижений.

Кибератлеты постоянно тренируются, то есть работают над повышением собственной квалификации. В день они проводят за ПК от 6 до 12 часов, изучая игру, постоянно следя за гайдами, новостями, участвуя в тренировочных встречах, квалификационных турнирах. С тем, чтобы позже выехать на турнир, который часто проводится в другом городе или даже стране.

Часто по окончанию своей карьеры как спортсмена, успешные игроки получают большое количество возможностей. Они становятся комментаторами ,аналитиками, капитанами собственных команд, организовывают свои мероприятия или просто становятся стримерами и могут позволить себе отдаться другим своим хобби.

Стратегии ставок на киберспорт

Большинство стратегий, которые применяются в ставках на традиционный спорт, работают и в киберсегменте. Это «догон», «мартингейл» и так далее. Некоторые стратегии имеют даже более высокую эффективность. Это касается игры в долгую, правила зависимости от призового фонда и ловли камбеков.

Действительно, на длинной дистанции фавориты побеждают чаще андердогов, которые, напротив, могут выстрелить в отдельном матче. Поэтому ставки с низкими коэффициентами логичнее делать на исходы киберспортивных турниров в целом. Также очевидна прямая зависимость мотивации киберспортсмена от размера призового фонда. Поэтому на турнирах с максимальными прайз-пулами ставки на фаворитов более оправданны, чем на мелких соревнованиях, где сильные участники могут не выкладываться полностью. Наконец, в режиме онлайн имеет смысл рассчитывать на возвращение фаворита в игру после неудачных раунда или проведенной драки. Особенно это актуально для жанра MOBA, где камбеки встречаются сплошь и рядом — соответственно есть шанс выиграть с более высокими коэффициентами, чем в доматчевой линии.

К плюсам ставок на киберспорт следует отнести огромный выбор турниров, большие объемы статистики и видеоматериала, часто встречающиеся «вилки», которые не успевает отследить букмекер, широкие возможности для самостоятельного изучения игры на мониторе (без физического присутствия на стадионе, как в других видах, где живой просмотр матча более эффективен).

Впрочем, есть и минусы, такие, как регулярные обновления игр (могут внезапно сломать заранее сформированную картину) и, увы, договорные матчи (пусть это явление и сходит на нет благодаря жестким санкциям к командам, уличенным в нечестной игре).

Плюсы и минусы дисциплин

Обобщим вышесказанное и представим плюсы и минусы спорта и киберспорта.

Плюсы обычного спорта:

  • Очень широкое распространение во всех БК;
  • Широкая линия и роспись;
  • Широкое освещение на ТВ, в СМИ, в интернете.

Минусы спорта:

  • Сезонность;
  • Большая длительность матчей в некоторых видах спорта (бейсбол, американский футбол, снукер).

Плюсы киберспорта:

  • Набирает популярность с каждым годом, постоянно наблюдается рост отрасли;
  • Трансляции почти в каждом матче (найти их сложнее);
  • Скоротечность матчей.

Минусы киберспорта:

  • Поставить можно не в каждой БК;
  • Количество дисциплин, матчей и росписи часто оставляет желать лучшего;
  • Сложно ставить на киберспорт, если нет собственного опыта игры.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

К достоинствам такого способа заработка можно отнести поездки по всему миру, широкое общение с единомышленниками и любовь почитателей.

Минусы

Как и любой другой спорт, киберспорт требует от игроков жертв. Прежде чем добиться приличных результатов,  игрок должен много времени посвятить игре. Кроме того, приходится немало денег тратить на оборудование: компьютер достаточной мощности с хорошей видеокартой, хороший монитор, мышку, микрофон, наушники и т.д. Деньги требуются и для поездок на лан-соревнования, которые проводятся по всему миру.

И ещё один минус карьеры киберспортсмена – хроническая гиподинамия. Правда, как уверяют сами профессионалы, многие из них увлекаются активными видами спорта. Хроническое сидение у компьютера не приведёт к победе, если повредит здоровью. Так что время, посвященное движению, можно считать частью спортивной дисциплины игрока.

Как и в любом другом спорте, спортсмен рано или поздно, решает завершить карьеру. Однако привычка к игре может воплотиться в другой форме. Примечательно, что многие киберигроки, оставив виртуальные игры, переключаются на игральные карты. В частности, среди игроков в покер (а он считается очень азартной и интеллектуальной игрой), можно встретить немало бывших кибер-спортсменов.

Видеоигры

Видеоигры — это все игры на любых устройствах: персональных компьютерах, игровых приставках и смартфонах — в том числе игры, работающие в браузере. Их аудитория огромна — порядка 2,2 млрд человек, то есть примерно четверть населения планеты. При этом нужно понимать, что в счёт идут все, кто хотя бы изредка запускает игру — например, ваш бухгалтер, которая иногда позволяет себе собрать пасьянс после обеда.

Типичный геймер — это не обязательно школьник: ядро аудитории составляют мужчины от 21 до 35 лет, причём нередко играют и те, кому за 50 — и особенно женщины. И всё же разброс очень большой, причём не только по возрасту, но и по интересам и степени вовлечённости.

Геймеры — достаточно разношёрстная аудитория, однако её можно сегментировать. Например, в самые новые игры играют те, кто может себе позволить регулярные апгрейды ПК и консолей. В спокойные браузерные игры вроде симуляторов ферм — в основном женщины за 30. Аркадные мобильные игры предпочитают тинейджеры — и так далее.

Каждый из сегментов имеет свои (вполне обычные для этой демографической группы) предпочтения; объединяет их интерес к видеоиграм и, соответственно, общий канал, по которому с ними можно взаимодействовать — это сами игры, плюс лидеры мнений — авторы обзоров и прохождений и площадки, через которые они работают со своей аудиторией — в основном YouTube.

Само собой, наиболее привлекательные сегменты для маркетинга — это любители новых игр, в том числе мобильных. Сюда входят и тинейджеры: сами они, может, и не зарабатывают, но получают карманные деньги, а также влияют на решения родителей о покупке — начиная с самих телефонов и компьютеров, на которых будут играть. Стоимость топовых смартфонов и новых приставок начинается от 20 тысяч рублей, новых видеокарт — от 30 тысяч, а игровых ПК в сборе — от 100 тысяч. В общем, деньги здесь есть.

Обычный геймер далёк от идеи киберспорта: он, может, что-то и слышал про турниры с призовыми в миллионы долларов, но сам отнюдь не стремится всех порвать — у него свои ценности:

Олег AceRikki Камалов

Геймер, игровой журналист

«Я редко гонюсь за соревнованиями в таблицах лидеров или стараюсь превзойти кого-то. Игры созданы, чтобы дарить новые впечатления и вызывать эмоции. Покажите мне хоть одного человека, который не испытывал щенячий восторг от сражения с боссами в Bayonetta или от управления своей цивилизацией в Civilization! В играх я отдыхаю. Учусь у главных героев чему-то новому, устраиваю анархии. Слушаю истории».

При этом 54% геймеров всё же предпочитают мультиплеер, то есть игру вместе с другими игроками — это повышает их ценность как объекта для маркетинга и рекламы, ведь более 90% их товарищей по игре — это друзья и родственники. Значит, если один член такой группы доверяет бренду — наверняка будут доверять и другие.

И всё же совместная игра с другими людьми ещё не делает геймера киберспортсменом. Фанаты киберспорта — отдельная аудитория, которая отличается и по потребностям, и по и каналам связи и лидерам мнений.