Самый спорный памятник российскому императору

Меня поразила его громоздкость, его тяжеловесность и — как-никак — величие

И вдруг все остановилось, притаилось, и в наступившей тишине резко раздался удар об пол прикладов часовых, охранявших вход в среднюю царскую ложу. Двери ложи распахнулись, выбежали церемониймейстеры с длинными тросточками, и за ними появился государь, ведя под руку новобрачную. Тут мне посчастливилось: в коловороте, получившемся от того, что надо было дать дорогу высочайшему шествию, направлявшемуся к зале, примыкающей к левой боковой царской ложе (там было сервировано вечернее угощение), я был оттёрт до ступеней лестницы, поднимавшейся в верхние ярусы. Оттуда немного сверху стало особенно хорошо все видно. И тут я впервые увидал Александра III совершенно близко. Меня поразила его громоздкость, его тяжеловесность и — как-никак — величие. До тех пор мне очень не нравилось что-то мужицкое, что было в наружности государя, знакомой мне по его официальным портретам (один такой портрет висел в актовом зале казённой гимназии, другой в большом зале Городской Думы). И прямо безобразною казалась мне на этих портретах одежда (мундир) государя — особенно в сравнении с элегантным видом его отца и деда. Введённая в самом начале царствования новая военная форма с притязанием на национальный характер, её грубая простота, и хуже всего, эти грубые сапожищи с воткнутыми в них штанами возмущали мое художественное чувство. Но вот в натуре обо всем этом забывалось, до того самое лицо государя поражало своей значительностью. Особенно поразил меня взгляд его светлых (серых? голубых?) глаз. Проходя под тем местом, где я находился, он на секунду поднял голову, и я точно сейчас испытываю то, что я тогда почувствовал от встречи наших взоров. Этот холодный стальной взгляд, в котором было что-то и грозное и тревожное, производил впечатление удара. Царский взгляд! Взгляд человека, стоящего выше всех, но который несет чудовищное бремя и который ежесекундно должен опасаться за свою жизнь и за жизнь самых близких! В последующие годы мне довелось несколько раз быть вблизи императора, отвечать на задаваемые им вопросы, слышать его речь и шутки, и тогда я не испытывал ни малейшей робости. В более обыденной обстановке (при посещении наших выставок) Александр III мог быть и мил, и прост, и даже… уютен. Но вот в тот вечер в Мариинском театре впечатление от него было иное, — я бы даже сказал, странное и грозное.

И всё это на фоне двора.

Тут я увидел в непосредственной близи русский двор, о котором светские хроникеры говорили, как о чём-то сказочно-роскошном. Увы, такое близкое с ним ознакомление не пошло ему на пользу. Состав этой густой и толкавшейся в разные стороны массы не отличался ни красотой, ни элегантностью, ни величественностью, ни какой-либо породистостью. Большинство присутствующих состояло из согбенных под бременем лет сановников и из большей частью маленьких, толстеньких, а частью из тощих и комично высоких старых дам. Не спасали ни золото мундиров, ни орденские ленты, ни удивительно расчесанные бороды и бакенбарды (многие царедворцы еще придерживались моды времён Александра II), ни бриллианты и жемчуга, лежавшие на иногда и очень объёмистых, но серых от пудры и абсолютно не прельстительных персях. И держала себя эта архивельможная масса совсем не так, как подобало бы носителям высших чинов и представителям знатнейших фамилий! Все довольно бесцеремонно толкали друг друга, особую же сумятицу производили те, что пробивались к буфету, тянувшемуся во всю ширину фойе вдоль окон. У самых же столов происходило настоящее побоище, до того всем хотелось выпить бокал шампанского или отведать царских гостинцев!

И вот прошло время.

Многое, что я, заражённый почти поголовным фрондерством русского общества, находил когда-то в правлении Александра III уродливым и даже возмутительным, стало теперь казаться необходимым или неизбежным. И обратно, если и раньше меня отталкивала от себя вся незрелая и часто просто глупая («снобистская», сказали бы мы сегодня) революционность, то теперь она представлялась мне преступной, фатально, неминуемо ведущей ко всякой мерзости запустения. Надо прибавить, что тогда же (и только тогда) я решил познакомиться с некоторыми творениями Достоевского, в которых я тоже нашёл (рядом со всем парадоксальным и двусмысленным) настоящую пищу для своего миросозерцания.

Новый проект Трубецкого

На следующем этапе конкурса князем Трубецким был выдвинут новый вариант будущего монумента: теперь это была конная статуя. Оставалось решить вопрос о пьедестале: сам Трубецкой предложил создать его в форме скалы, а архитектором Федором Осиповичем Шехтелем был предложен четырехугольный постамент, украшенный барельефами со сценами из истории покорения Сибири. В итоге был утвержден последний вариант.

К созданию памятника приступили весной 1900 года. Вначале, чтобы оценить, как памятник впишется в городское пространство Петербурга, на Знаменскую площадь поместили деревянную модель будущей скульптуры. Также была изготовлена модель из гипса, которую осматривали император, а также великий князь Владимир Александрович – брат покойного Александра III, ставший председателем комитета по сооружению памятника.

Нереализованный проект памятника

Изначально проект памятника не понравился Владимиру Александровичу. По воспоминаниям Витте, великий князь даже назвал однажды проект Трубецкого «карикатурой на его брата», что, впрочем, никак не повлияло на авторское видение монумента. Вообще Паоло Трубецкой, судя по тому, какие воспоминания оставили о нем современники, обладал крайне неуживчивым характером: в процессе создания памятника Паоло Петрович неоднократно повышал гонорар за свою работу, угрожая в противном случае отказаться от участия в деле, а для работы над скульптурой князь потребовал, чтобы для него специально был построен павильон, в котором тот с удобством мог бы жить и работать. Во время работы над памятником князь неоднократно выезжал за границу, что также существенно затрудняло и замедляло процесс. Существует мнение, что такое поведение Трубецкого сходило ему с рук, а его множественные капризы исполнялись потому, что его проектом была крайне впечатлена мать императора, Мария Федоровна.

Инициаторы и авторы

Памятник царю-миротворцу, который изображён сидящим на троне, создан по инициативе Гатчинского музея-заповедника, Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества в рамках реализации национального проекта «Культура». 

Основой для новой Гатчинской достопримечательности стал один из эскизов, которые в конце XIX века создавал итальянский скульптор и художник Паоло Трубецкой для памятника Александру III ─ тогда был выбран скульптурный эскиз 1899 года, изображающий императора на коне. Сейчас конный памятник можно увидеть во дворе Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.

Автором современного памятника царю по модели Паоло Трубецкого стал скульптор Владимир Бродарский — победитель Международного открытого творческого конкурса по созданию памятника императору Александру III. Его итоги были подведены в мае 2019 года на заседании жюри конкурса, которое прошло в Большом Гатчинском дворце под председательством Сергея Нарышкина.

Выбор места установки — не случаен. Гатчина была любимой резиденцией императора, в стенах Большого Гатчинского дворца он провёл значительную часть своей жизни. Губернатор Санкт-Петербурга отметил, что установка памятника Александру III – дань памяти и уважения выдающемуся императору. Он отметил:

Владимир Путин, Александр Гуцан, Александр Беглов и Александр Дрозденко возложили цветы к памятнику.

Хранить и беречь

Жестокое убийство отца глубоко потрясло Александра и наложило отпечаток на всё его дальнейшее правление. Если попытаться коротко сформулировать суть последнего, то его вполне можно назвать консервативно-охранительным.

Буржуазные реформы, начатые Александром II, постепенно сворачивались. Прежде всего «заморозили» так называемую конституцию Лорис-Меликова, предполагавшую участие представителей земств в разработке новых законов. Уже в конце апреля 1881-го император подписал Манифест о незыблемости самодержавия. Документ, составленный последовательным консерватором Победоносцевым, официально объявил об отказе от либерального курса.

Алекс3_4

Российский император Александр III (во втором ряду слева) с семьей в экипаже на прогулке в лесу

Фото: РИА Новости

Свою цель новый государь видел в том, чтобы уберечь Россию от революционных потрясений. На решение этой задачи были брошены все ресурсы могучей государственной машины. В течение следующих лет было ослаблено местное самоуправление (особенно крестьянское), резко ограничены избирательные права основной массы населения в пользу дворянства, урезаны полномочия суда присяжных, усилен контроль за учебными заведениями и прессой. В стране была восстановлена довольно жесткая цензура, начальные школы передали в ведение Святейшего Синода, а университеты лишились самоуправления. В 1887-м вышел циркуляр «О сокращении гимназического образования», резко ограничивший доступ к образованию для «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».

Параллельно государственная власть сделала ставку на усиление православной религиозности. В стране значительно возросло количество епархий, резко активизировалась деятельность православных миссий, повсеместно восстанавливались закрытые ранее приходы, строились новые храмы и основывались монастыри.

Своеобразным ответом на рост террористической активности стало расширение антиеврейского законодательства — для евреев установили черту оседлости и ограничили их передвижение по стране, ввели процентную норму в средних и высших заведениях и т.д. Параллельно на национальных окраинах настойчиво проводилась политика русификации — введено обучение на русском (например, в польских университетах), по-русски составлялись афиши и указатели, велось делопроизводство.

Алекс3_2

Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца. Художник И. Репин

Фото: commons.wikimedia.org

Одновременно существенно расширили полномочия политической полиции. Ее наделили правом не подчиняться решениям местной администрации, без суда выселять нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, газеты и даже предприятия. Предполагалось, что эти меры будут временными, однако они действовали вплоть до Октябрьской революции.

Консервативные преобразования привели к резкому уменьшению протестных отношений в стране, а террористическая активность, достигшая пика в 1870-х, и вовсе сошла на нет. При Александре III произошло только одно громкое политическое убийство — в 1882 году народоволец Желваков в упор расстрелял одесского прокурора, генерала Василия Стрельникова, когда тот неспешно прогуливался по Николаевскому бульвару. Напротив, покушение на самого царя, намеченное на 1 марта 1887-го, удалось предотвратить. Заговорщики были схвачены и повешены. В их числе оказался Александр Ульянов, старший брат Владимира Ильича Ленина…

Что сделано, то сделано.

3.1. Без поводьев, без аксессуаров.

Трубецкой бросил окончательную модель, оставив ее без поводьев, мундштука и других аксессуаров, хотя когда-то ему делали замечание, что все это часть монумента (см. последний абзац п.2.4). Все это пришлось делать Сперати при сборке статуи, потом пришлось повторно оплачивать работы.

3.2. Витте о памятнике.

04.03.1908 министр финансов, руководитель Комиссии граф Витте осмотрел бронзовую статую, отливку статуи нашел удовлетворительной.

В то же время Витте нашел саму статую в художественном отношении крайне грубо исполненной.

Вместе с требованиями денег Трубецкого ему передали обращение А.Н.Бенуа, в котором тот находил необходимым переделать статую заново. На что С.Ю.Витте, возвратив это заявление, написал: «… конечно ничего не остается как оставить без последствий».

3.3. Статую установили.

Почти готовый памятник держали за забором, скрытым от глаз петербуржцев семь месяцев. Памятник открыли 23.05.1909.

Через два дня после открытия приехал Трубецкой и сделал свое фото на фоне памятника.

3.4. По иронии судьбы

в 1918 убрали битюка те самые большевики, которые по идее должны были бы в назидание потомкам оставить данный памятник на всеобщее обозрение. В настоящее время нужен старик Хоттабыч, который дернул бы себя за волосок и уменьшил бы битюка и всадника эдак раз в десять. Получился бы памятник импрессионизму, возможно, даже не из худших. Тогда и вопросов не было бы. Еще хорошо бы вернуть в казну эдак тысяч 250 царских рублей.

Также по этой теме:

Современное искусство – лохотрон XX века. Часть 6

Современное искусство – лохотрон XX века. Часть 11

Почему  П.М.Третьяков не приобретал скульптуру

Последние три года жизни К.П.Брюллова

Николай I и изобразительные искусства. Часть 4

Памятники Макиавелли, Леопольду II и Фоссомброни Бартолини

Мнения общественности

Ещё во время работы над скульптурой мнения о памятнике и создателе складывались весьма противоречивые. Говорят, что сам император Николай II, ещё до торжественного открытия, высказывал желание «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз». Брат императора Александра III, великий князь Владимир Александрович видел в скульптуре злую карикатуру на царя миротворца. Сам автор Паоло Трубецкой был доволен и считал памятник Александру III своей лучшей работой.

После открытия монумента на Знаменской площади, общественность разделилась на два лагеря: одни, и их было подавляющее большинство, считали памятник оскорбительным и требовали снести его, другие говорили о скульптуре как о шедевре.

Газета «Новое время» писала: «1000 человек у монумента — и все стоят с той безмолвной и презрительно удивленной улыбкой. Какая же это лошадь? Сзади словно боров какой-то. О фигуре самого императора — из уважения не говорят».

В «Петербургской газете» делился впечатлениями Владимир Маковский: «…больно за великий памятник, Великого Государя. Больно за бедных обывателей, за обезображенную площадь. За громадные деньги, загубленные так неудачно».

Другие газеты сообщали технические подробности: «…на колоссальный монумент Александра III пошло около 500 пудов художественной бронзы. Одного пластилина выписано из Италии приблизительно на 1000 рублей.
Гипс из Парижа, глина русская из Полюстрово, стоимость отливки 65 000 рублей».

Представители императорской Академии художеств сетовали: «Господа, я очень любил Александра III и не могу смотреть на эту грубую вещь, проезжая мимо, я порчу нервы» … «Господа, господа, это карикатура на сапоги, на лошадь, на шапку, сплошная карикатура. Это не лошадь, а зверь какой-то…».

Живописец Чистяков: «Не лошадь, а грубая скамейка, сработанная
топором. Ну, а фигура царя на что похожа?».

Репин: «Верно, верно? Толстозадый солдафон, тут он весь, тут он весь.
Тут и все его царство! Я поздравляю себя, всю Россию и все наше
потомство с гениальным произведением искусства».

Появились эпиграммы посвященные памятнику:

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
— В. В. Долгов. Русское искусство во II половине XIX — начале ХХ века // Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.

— Эпиграмма А. Рославлева (В. Васильев «Русская эпиграмма». — М.: Художественная литература, 1990)

В послереволюционный период памятник также подвергался критике.
Популярно было четверостишие поэта Демьяна Бедного:

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья.
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья»

Но, несмотря на эту сокрушающую критику, были и поклонники памятника, которые считали его шедевром и преклонялись перед талантом Трубецкого. Число таких людей с годами только росло.

После открытия памятника газета «Золотое руно» писала: «Открытый недавно памятник Александру III на Знаменской площади являет собой великое торжество русского искусства. Грандиозный
монумент воплотил в себе с гениальной силой всю жестокую правду
всероссийского тупика и его исторические причины. …Хрипящий зверь
сказочной силы под бесстрастным всадником, забывшим про него и
устремившим фантастический взор в роковую даль, водружен на простой до
дерзости пьедестал. Лепка совершенная в своей дикости впервые
открыла истинное дарование П. Трубецкого. В статуе на площади в
Петербурге был смысл столь глубокий и столь действенный, которого в
никакой другой скульптуре наших площадей не было…».

В советский период в 1938 года Русский музей, после постановления о
демонтаже памятника, заявил о том, считает произведение Трубецкого
«Пугало» ценным, как в художественном, так и в историческом отношении.
Согласны принять его на хранение на одном из внутренних дворов.

После многих лет знатоки искусства, историки, обыватели не могут
придти к единому мнению относительно памятника императору Александру
III. Однако, такая жаркая полемика, заставляет думать о монументе как
о выдающемся произведении мастера Паоло Трубецкого, которое,
безусловно, имеет право на существование.

Причина и следствие

Накануне, 4 июня, у Владимира Путина помимо выступления на пленарном заседании состоялось сразу несколько важных встреч на полях ПМЭФ. В них президент принимал участие дистанционно. В этот день глава РФ традиционно пообщался и с руководителями международных информагентств.

«Они всегда завершают, во всяком случае для меня, день работы на Петербургском форуме: уже как бы на десерт, на сладкое, самое интересное начинается на наших встречах с вами», — сказал Владимир Путин.

Одной из тем, которая затрагивалась во время мероприятия, стала предстоящая встреча главы РФ с его американским коллегой Джо Байденом. Владимир Путин отметил, что не ждет каких-то прорывов по итогам переговоров 16 июня в Женеве. Тем не менее он выразил надежду, что встреча будет конструктивной, поскольку у Москвы и Вашингтона есть общие интересы, и назвал Джо Байдена опытным мировым политиком.

«Если мы берем региональные кризисы, например на Ближнем Востоке, к чему ведет нерешенность этого кризиса? К росту терроризма. Это в высшей степени опасно для всех. Для Америки, для России, для Европы, для других регионов мира. Неурегулированность этих вопросов — причина, а терроризм — прямое следствие того, что там происходит», — пояснил президент.

По мнению Владимира Путина, для нормализации отношений между двумя странами необходимо, чтобы США научились уважать интересы России.

— Сейчас Америка не уважает никого и уважать не собирается, — отметил в беседе с «Известиями» профессор факультета права ВШЭ, американист Александр Домрин. — Когда Америка проявляет свою исключительность, эксклюзивность, самодостаточность — это касается всех стран за пределами Соединенных Штатов.

«Человек-скала»1

Трансляция выступления президента РФ Владимира Путина в рамках XXIV Петербургского международного экономического форума, 4 июня 2021 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Эксперт согласен, что Москве прежде всего надо проводить прагматичную политику и работать над усилением страны. Это касается не только военного потенциала, но прежде всего экономики. Это, в свою очередь, будет вынуждать США относиться к РФ как к равноправному партнеру.

Обсуждалась и ситуация вокруг Курильских островов. Владимир Путин подчеркнул, что новая поправка к Конституции РФ о запрете на отчуждение территорий не означает, что переговоры по мирному договору с Токио должны быть приостановлены. Президент также добавил, что ни СССР, ни Россия никогда не соглашались на передачу Японии четырех южных Курильских островов.

«Да, у нас внесены изменения в Конституцию. Безусловно, мы должны это учитывать, но я не считаю, что мы должны приостанавливать разговор по мирному договору», — заявил президент.

Президент уверен, что ядерная проблема на Корейском полуострове не должна решаться с помощью введения новых санкций в отношении КНДР. По его словам, нужно создать условия, которые гарантировали бы безопасность Северной Кореи. При этом Владимир Путин напомнил, что Москва «категорически против распространения по планете оружия массового уничтожения».

Пи итогам встречи также стало известно, что товарооборот между Россией и Китаем к 2024 году может достичь $200 млрд. В 2020-м Москве и Пекину удалось удержать этот показатель на уровне $100 млрд, несмотря на начало пандемии COVID-19.

Конкурс на создание памятника

Мысль о создании памятника императору Александру III возникла сразу после его смерти осенью 1894 года. Самодержец скончался от болезни, развившейся после катастрофы на железной дороге, произошедшей в 1888 году. С инициативой выступила Петербургская городская дума, а также Сергей Юльевич Витте, занимавший в то время пост министра путей сообщения. Идея была представлена взошедшему на престол императору Николаю II, тот принял ее тепло, и вскоре думой была открыта всероссийская подписка на создание памятника. Такая практика – создание памятников на народные пожертвования – получила широкое распространение в XIX – в начале XX веков в России. Это помогало укрепить в обществе ощущение востребованности в новых памятниках, а также дарило каждому жертвователю чувство причастности к общему делу.

Конкурс на создание проекта памятника императору был объявлен 25 ноября 1899 года. Его возглавил С. Ю. Витте, к тому моменту ставший во главе Министерства финансов. В конкурсе приняли участие крупнейшие скульпторы и архитекторы эпохи – А. М. Опекушин, Ф. О. Шехтель, П. П. Трубецкой, В. А. Беклемишев, А. Г. Померанцев и другие. По воле императора Николая II создание нового памятника решено было привязать к окончанию строительства Великого Сибирского железнодорожного пути, начатого в эпоху Александра III. Так определилось место для будущего памятника – им стала Знаменская площадь, на которой и поныне располагается железнодорожный вокзал (тогда Николаевский вокзал — сейчас это Московский вокзал на площади Восстания).

Портрет князя Трубецкого

Первый этап конкурса был проведен в 1900 году. Модели памятников были осмотрены членами императорской фамилии в Зимнем дворце, особого внимания императора удостоился проект Паоло Трубецкого. Однако этот этап не увенчался успехом: ни один из проектов не был утвержден, и потому вскоре был объявлен второй этап конкурса. Примечательно, что модель памятника Трубецкого с первого этапа конкурса сохранилась и до сегодняшнего дня хранится в Русском музее.

Несколько слов об импрессионизме.

1.1. Медардо Россо (1858-1928).

Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты. Медардо Россо был другом Трубецкого. В одном итальянском альбоме приведено фото статуэтки Толстого, позировавшего Трубецкому на изможденной лошадке:

Трубецкой. Толстой на коне. Бронзовая статуэтка

Если многие художники искали, как передать «внутреннее» содержание изображаемого, в данном случае — автора «Войны и мира», то импрессионист  «ухватывает» мимолетное впечателение. Импрессионисты гордятся тем, что они сами выбирают «момент», «что изобразить и выразить». Трубецкой выразил, как человек сидит на лошадке.

А сразу же за этим фото в альбоме приведены скульптуры его старшего друга — Медардо Россо, которого обычно объявляют венцом скульптурного импрессионизма, хотя скромно оговариваются, что он уж чересчур импрессионист. Не утруждая себя переводом с итальянского, воспроизведем несколько фото его работ 1890-ых годов:

Пройдите опрос.

 Загрузка …

Таким образом, первоисточник «правды жизни», как о том напишет барон Н.Н.Врангель, можно увидеть не только у Трубецкого, но и у его старшего товарища Медардо Россо.

1.2. Барон Врангель об импрессионизме

Эпиграф к настоящей заметке про жажду госпереворота взят из главы № XXXVI «Импрессионизм и правда жизни, написанной эпатажным почитателем импрессионизма, «критиком искусства» бароном Врангелем, братом генерала тоже барона Врангеля, воевавшего с красными. Этому критику русского искусства повезло: он не дожил до накликанной революции 1917, умерев в 1915.

Применительно к импрессионизму набор хвалебных словесных оборотов, встречающихся у Врангеля, подобен шаманским заклинаниям:

И далее в том же шаманском и революционном духе… Вывод один: нужен госпереворот, и какой же я (Врангель) тонкий и смелый критик!

Надо сказать, «чуйка» критика не подвела, он знал, что хвалить, а что ругать. Очень правильно угадал, что современный авангард (и даже его предтеча -импрессионизм) и госпереворот — соседние звенья одной цепи.

Его джентльменский набор фраз про «импрессионизм» — не более, чем набор бессмысленных «фиговых листочков». Эти листочки подбирают люди, жаждущие приобщиться к искусству, не сознавая, что это обманки. Если сделать несложный мысленный эксперимент – попытаться понять эти фразы, то сразу обнаружится, что не только художники, но вообще все нормальные люди хотят и красоты, и правды, и пробудиться, сами выбирают наиболее памятные моменты из жизни (даже когда делают селфи), тем более, хотят звучать гордо. Конечно, все это понимают по-разному. Зато не все хаотически ковыряют пальцем глину. Так что не растиражированные фразы Врангеля выделяют существенный признак скульптурного понятия «импрессионизм», а «ковыряние пальцем» и нежелание долго думать. Именно по этому признаку зритель прежде всего атрибутирует скульптуру импрессиониста (то есть догадывается, кто это сделал).

Дело случая

Будущий император родился 26 февраля 1845 года. Он был вторым сыном Александра II и императрицы Марии Александровны, в девичестве гессенской принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии. Не будучи первенцем, он не рассматривался в качестве наследника. Трон должен был достаться его старшему брату Николаю. Поэтому юношу, к слову, обладавшего исключительными физическими данными, изначально готовили к военной карьере. Однако всё сложилось иначе.

Весной 1864-го Николай Александрович, как и положено цесаревичу, отправился путешествовать по Европе, осенью сделал предложение датской принцессе Дагмаре и уже активно готовился к свадьбе, однако внезапно заболел, а несколько месяцев спустя скончался от туберкулеза спинного мозга. Официальным наследником престола объявили Александра.

В течение следующих двух лет новоиспеченному цесаревичу пришлось в спешном порядке пройти дополнительный курс наук, чтобы обзавестись знаниями в области истории, права и государственного управления, необходимыми будущему государю. Среди его учителей оказались лучшие умы своего времени — историк Сергей Соловьев, юрист и переводчик Константин Победоносцев, обладавший огромным опытом хозяйственно-административной работы Николай Качалов.

Алекс3_1

Цесаревич Александр Александрович в мундире лейб-гвардии Атаманского полка, шефом которого был он сам. Художник С. Зарянко

Фото: commons.wikimedia.org

В программу обучения также входило путешествие по России и обязательное европейское турне с посещением основных столиц и предметным знакомством с культурой отдельных стран. Летом 1866-го Александр посетил Копенгаген, где… обручился с принцессой Дагмарой, бывшей невестой своего покойного брата. В историю России эта женщина войдет под именем императрицы Марии Федоровны, матери последнего русского императора Николая II.

После возвращения на родину Александр Александрович активно участвовал в работе комитета министров и Государственного совета. А в годы Русско-турецкой войны 1877–1878 годов успешно командовал частями Дунайской армии.

На престол Александр III тоже вступил по воле случая. 1 марта 1881 года от бомбы, брошенной террористом Гриневицким в царскую карету на набережной Екатерининского канала в Петербурге, погиб его отец. А уже на следующий день в России появился новый государь, правивший до 20 октября 1894-го.

Итоги

Начало 1890-х годов Россия встретила одним из самых могущественных государств континента. Высокий престиж на международной арене сочетался с укреплением внутренней стабильности, ростом экономики и расцветом в области культуры — наглядный пример того, что строго консервативная политика никоим образом не противоречит социальному прогрессу. Стране удалось выйти на профицитный бюджет за счет грамотной налоговой политики, жесткого торгового протекционизма и сокращения численности вооруженных сил при одновременном повышении боеспособности отдельных ее частей. Остается только догадываться, каким могло бы быть будущее великой империи, проживи государь еще пару десятков лет.

Алекс3_5

Император Александр III с супругой императрицей Марией Федоровной и детьми: цесаревичем Николаем, великой княжной Ксенией и великим князем Георгием

Фото: ТАСС

Александр III скоропостижно скончался от тяжелейшего хронического нефрита 20 октября 1894 года, совсем немного недотянув до пятидесяти. Современники запомнили императора как исключительно порядочного и справедливого человека, образцового семьянина, верного друга, редкого трудоголика и настоящего патриота. Заслуживает ли он того, чтобы остаться в памяти потомков? Несомненно. Ливадийский монумент — лучшее тому подтверждение.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Судьба государя

Чем в истории России известен царь Иван III

Вечный зов

История самого масштабного мемориала, посвященного Великой Отечественной войне