Последняя гонка: пилоты ф-1, погибшие на трассе

Германия 1982: самая известная драка в истории «Формулы-1»

В 1982 году Кеке Росберг курил разве что не за рулем, Жиль Вильнев и Дидье Пирони не общались между собой (что косвенно привело к трагическим последствиям), Ники Лауда вернулся в «Формулу-1» и сразу устроил бойкот, а Берни Экклстоун только год как пытался обуздать мир автоспорта, получив коммерческие права в свое распоряжение.

Атмосфера царила напряженная, буквально наэлектризованная, и неудивительно, что однажды «взрыв» все-таки произошел. Действующий чемпион «Формулы-1» 1981 года Нельсон Пике-старший (кстати говоря, отец Келли Пике, тесть Даниила Квята и родной дедушка дочери Даниила) на 19 круге Гран-при Германии 1982 столкнулся с пилотом команды ATS-Ford Элисео Салазаром. Нельсон уже обгонял на круг чилийца, когда тот неожиданно перекрыл ему дорогу. В результате, в хорошей гонке Пике потерял шансы на очки. Бразильский пилот был так разъярен, что как только вылез из кокпита, бросился с руками и ногами на своего соперника!

Откровенно говоря, инцидент выглядел нелепо, особенно когда Нельсон пытался ударить соперника кулаком в шлем и попадал по воздуху ногами, однако трансляция на весь мир сделала эпизод широко освещаемым в медиапространстве.

официальный YouTube-канал F1

Практически в каждой заставке «Формулы-1» и репортажах самых известных моментов F1 можно найти эту вставку.

Интересная деталь: впоследствии механик команды Brabham-BMW, за которую выступал Пике, позвонил Нельсону и сказал, что мотор все равно бы не дотянул до финиша гонки в Германии, и сход оказался даже выгоднее для бразильца. Гонщик тут же позвонил Салазар и поблагодарил того за нечаянную аварию, извинившись за свою слишком эмоциональную реакцию.

Япония 2003: Пьяные приключения Шумахера

Михаэль Шумахер всегда был не против хорошей шутки. Например, запереться в туалете перед гонкой, пока его напарник по команде Mercedes Нико Росберг «умирает» от естественной нужды, или переставить микрофоны на пресс-конференции, чтобы гонщик начинал говорить слишком громким голосом. Но настоящий бенефис семикратного чемпиона и легенды F1 случился после Гран-при Японии 2003 года.

Михаэль взял шестой титул, поставив абсолютный рекорд «Формулы-1», и решил хорошенько это отметить. Ferrari довольно быстро скооперировались с командой Toyota. Дальше лишь оставалось загибать пальцы.

Сначала за несколько часов до празднований Михаэль Шумахер и Кими Райкконен едва не подрались! Кими проиграл титул как раз в Японии, и после гонки подошел к Михаэлю. Райкконен назвал Шумахера «высокомерным сукиным сыном», и сказал, что пилот Ferrari больше не является его кумиром. Михаэль постарался пропустить мимо ушей столь нелестный эпитет, и тогда Кими схватил его за грудки и потребовал, чтобы Шумахер говорил с ним! Михаэль в ответ отвесил Райкконену «леща», получил в свою очередь по лицу, и лишь механики с обеих сторон вместе с Жаном Тодтом смогли их разнять.

Через несколько часов полуголый Михаэль с сигарой в зубах агрессивно толкал холодильник из окна своего номера, пытаясь его выкинуть, а его младший брат, гонщик Williams Ральф, пытался поднять телевизор, чтобы сделать то же самое. Надо сказать, им это удалось! В это время гонщик Оливье Панис вместе с ними бил по оконному стеклу. Позже механик Toyota отметит, что все находились «в ненормально позитивном настроении», попросту были пьяными.

Потом все трое спустились на улицу и… Сели в трактор, который увозит поврежденные болиды с трассы. На нем они ездили несколько часов, крича прохожим что-то нечленораздельное. Когда гонщикам надоело веселиться, Михаэль попытался отвезти своего брата в гостиницу на машине. Легенды говорят, что он не смог попасть ключом зажигания в проем, но скорее всего, его просто оттащили от машины.

Вечер удался. Все-таки не каждый день люди ставят абсолютные спортивные рекорды.

Венгрия 2017: «suck my balls, honey»

Все мы знаем Макса Ферстаппена как главного хулигана современной «Формулы-1». Обозвать судью «дауном», оскорбить гонщика эпитетом «монгол», полезть в драку с Оконом после гонки и получить два дня общественных работ – пилот Red Bull действительно «держит планку».

И вот, на Гран-при Венгрии 2017 года, Кевин в своей жесткой манере гонялся с Хюлкенбергом, несколько раз выдавливая того с трассы. После гонки Нико подошел к Магнуссену, и произошел следующий диалог.

Слово «шары» звучит благозвучнее, хотя оригинальный перевод подразумевает то самое, о чем вы подумали. История была широко освещена СМИ, потому что все происходило в прямом эфире, к тому же гонщики «Формулы-1», как правило, никогда не позволяли себе подобных высказываний. После Гран-при Венгрии 2017 появилось множество мемов, цитат и «фотожаб», а фанаты автоспорта придумали целую историю взаимоотношений Нико и Кевина, которую нельзя озвучивать по этическим соображениям

В дальнейшем Магнуссен еще не раз привлекал внимание к своей персоне – или жесткими высказываниями, или ладонью на промежности своего механика. В шутку, разумеется

«Формула-1» остается крайне конкурентным видом спорта, и порой «правильные» методы борьбы с соперниками не работают. Кто-то хулиганит в силу своей невоспитанности, кто-то бунтарь по своей натуре, кому-то просто скучно. Но еще таким образом каждый гонщик показывает – не надо связываться со мной, ведь все пилоты – азартные мужчины, которые очень болезненно воспринимают каждый проигрыш, и никто не хочет показывать свою слабость. Плохие парни часто нравятся женщинам, а журналисты их просто обожают. Ведь каждый хулиганский поступок в «Формуле-1» – три лишних газетных полосы в неделю. Главное, во всем чувствовать меру.

27.01.2021

12.08.2020

24.08.2016

14.04.2016

17.06.2017

16.04.2018

10.10.2018

07.10.2019

12.04.2018

01.04.2021

24.03.2016

04.06.2021

23.05.2017

22.11.2017

20.03.2019

21.10.2020

11.07.2019

24.05.2019


Гаджеты

Макsим: «Всегда знаю, где газ, но плохо знаю, где тормоз»

Гран-при Канады 2007: ноги Кубицы из кокпита

На старте Гран-при Канады 2007 польский гонщик BMW Sauber Роберт Кубица сохранил свою восьмую позицию, на которой и шел до 23 круга, но затем случилась авария Адриана Сутиля. Немецкий гонщик оставил свою машину в стене, и польский пилот потерял много позиций, не успев заехать на пит-лейн. Вернувшись после пит-стопа на четырнадцатом месте, Роберт начал свой путь обратно в очки. Но прорыв поляка прервала страшная авария, едва не стоившая ему жизни.

В борьбе с Ярно Трулли на Toyota Роберт налетает на заднее правое колесо итальянского гонщика, который слегка выдавил Кубицу. У машины Роберта ломается переднее антикрыло, и он больше не управляет болидом. На скорости более 240 км/ч Кубица подлетает на гравийной ловушке, и по касательной врезается в бетонное ограждение, ломая колеса и разрывая свой болид на части. Угол движения машины меняется, и в следующий момент Роберт на скорости чуть меньше 230 км/ч получает еще один сильнейший удар.

Кубица переворачивается вдоль своей оси и в своих же обломках пересекает трассу, врезаясь в рельс безопасности на другой стороне. От болида остается лишь монокок, а зрители видят, как из разорванной машины торчат ноги Роберта Кубицы, потому что передняя часть полностью оторвана.

Воспоминания Роберта Кубицы: – «Меня часто спрашивают о той аварии в Монреале. Честно говоря, я даже не успел понять, что произошло – увидел небо, трибуны, несколько сильных ударов, и в глазах потемнело. Смешно, что точно помню, как говорю маршалам – со мной все в порядке, а затем осознаю, что не могу вспомнить, где нахожусь. Но страха не было».

В итоге у Роберта врачи диагностировали сильное сотрясение мозга, и он был вынужден пропустить следующий Гран-при США 2007, где за рулем BMW Sauber впервые в «Формуле-1» дебютировал молодой немецкий пилот Себастьян Феттель, заменив Кубицу на одну гонку…

Топ трагичных и загадочных смертей участников Формулы-1

Кэмерон Эрл

Его смерть произвела столь сильное впечатление не по причине кровавых подробностей и не из-за масштаба случившегося, а из-за того, что она была самой первой. До этого момента гонщики хоть и получали травмы, но не погибали. Сам факт случившегося наполнил сердца зрителей и экипажей ужасом.

Они наглядно увидели то, о чём раньше рассуждали только в теории: болид легко способен отнять жизнь, и даже присутствие на трассе высококвалифицированных врачей не способно ничего изменить. Причём Эрл Кэмерон был не пилотом, а автоконструктором и консультантом, то есть по факту рисковал меньше, чем настоящие гонщики Формулы-1. Трагедия с ним случилась даже не во время заезда. Она произошла следующим образом: спроектировав новый автомобиль, молодой специалист решил его протестировать лично. Пробный выезд закончился аварией, от последствий которой 29-летний юноша скончался на больничной койке.

Питер Коллинз, Луиджи Муссо, Майк Хоторн

На моменты смерти были участниками одной команды. Все они погибли с разницей в несколько месяцев. Сначала на болиде разбился Муссо, отчаянно попытавшись потягаться с лидером заезда. Его гоночная машина перевернулась в 1958 году. Затем ушёл из жизни Коллинз, которого выбросило с места водителя взмывшего в воздух болида и закинуло на дерево, растущее за пределами трассы. Увидев в происходящем опасную для себя закономерность, Хоторн поспешил уйти из большого спорта, но спустя 6 месяцев смерть всё же настигла его. Он погиб в обычном ДТП.

Том Прайс

Вряд ли можно сказать, что блестящая карьера гонщика из Уэльса оборвалась по причине его личной неосторожности или недосмотра. Это был действительно хороший пилот, да и команда его не подводила

Он просто оказался заложником обстоятельств.

Цепочка, которая привела к кончине Прайса:

  • из-за повреждений загорелся болид одного из пилотов, участвовавших в Гран-при Южной Африки;
  • пожарные поспешили ликвидировать возгорание, но их присутствие на трассе не было отображено на экранах;
  • участники гонки не знали о том, что на определённом участке трассы находятся пожарные, потому продолжали движение с обычной скоростью и траекторией;
  • Прайс был в числе первых пилотов, проезжавших участок с загоревшимся автомобилем;
  • он не успел затормозить и на огромной скорости сбил пожарного;
  • огнетушитель из рук пожарного снёс голову Прайса.

Вольфганг фон Трипс

1961 год, Гран-при Италии. Лидер чемпионата сталкивается с соперником, отчего его болид взмывает в воздух и преодолевает ограждение трассы. Это приводит к смерти прославленного гонщика, а также уносит жизни 14 зрителей.

Йохан Риндт

Звание чемпиона уже было у него в кармане, так как перед последним заездом он опережал ближайшего соперника на 20 очков – более чем достаточно. Для титула ему даже не нужно было участвовать в заключительной гонке и уж тем более не было никакого смысла в тренировках. Зачем именно Йохан сел на болид в тот день – до сих пор неизвестно, но его решение поучаствовать в тренировочном заезде стоило ему жизни. Как результат, он стал единственным на сегодняшний день чемпионом мира Формулы-1, который получил своё звание посмертно.

Пьер Левага

Сложно осудить того, кто называет случившееся с Пьером самым чёрным днём в истории Формулы-1. Из-за слишком резкого торможения лидера гонки следовавший за ним болид был вынужден уйти в ту сторону, откуда внезапно вынырнул Левага. Последовало столкновение, из-за которого гоночный автомобиль Пьера не просто подбросило в воздух, но разорвало на части. Ошмётки и пылающий каркас машины швырнуло в середину центральной зрительской зоны. Далее последовал ещё один взрыв и пожар.

В этой ужасающей трагедии погиб не только пилот Формулы 1, но и множество болельщиков. Скончалось 82 человека, ещё 140 были ранены и доставлены в больницу. Подобные масштабы вызывают трепет и сегодня, хотя с момента трагедии и прошло более 60 лет.

«Черный уик-энд»: полет Баррикелло в Имоле 1994

Все знают Гран-при Сан-Марино 1994: в субботу в квалификации погиб Роланд Ратценбергер, а в воскресенье мир лишился одного из самых талантливых гонщиков в истории «Формулы-1» – Айртона Сенны. Но не все помнят, что «черный уик-энд» начался еще в пятницу, когда молодой бразильский пилот Рубенс Баррикелло, будущий напарник Михаэля Шумахера в Ferrari, оказался на волосок от смерти.

29 апреля 1994 года на пятничных заездах в повороте «Variante Bassa» пилот Jordan задел обочину, и на скорости 225 км/ч взлетел в воздух. Удар получился внезапным, кратковременным, но очень жестким – Рубенс пробил барьер из шин и несколько раз перевернулся. Это выглядело ужасно неестественно, будто Баррикелло специально с помощью какой-то неведомой силы взлетел с поребрика в ограждения.

В итоге бразильский гонщик получил перелом носа и ребра, а весь мир наблюдал кадры госпитализации Рубенса, у которого буквально реками шла кровь из носа.

Бразилец вспоминал – первое, что он помнит после аварии, это Айртон Сенна, который со слезами на глазах спрашивал врачей, все ли будет в порядке с Рубенсом. Айртон ворвался через чёрный ход в госпиталь, перемахнув через забор, лишь бы узнать, что с бразильцем все в порядке. Неудивительно, ведь Волшебник видел в лице Баррикелло не только своего соотечественника, но и преемника. Он еще не знал, что ему самому осталось жить всего два дня…

Сам Рубенс в скором времени восстановился, и уже через две недели на Гран-при Монако принимал участие в мероприятиях, посвященных памяти Айртона Сенны.

Ярно Трулли: Великобритания, 2004 год

Трулли разбился на Рено в повороте Bridge за 20 кругов до финиша гонки в Сильверстоуне. Опытный итальянец в скоростном вираже банально не справился с управлением – его болид совершил несколько кульбитов в воздухе и разлетелся на сотни частей. Звучит невероятно, но самой большой проблемой Трулли в тот день стали незначительные синяки и царапины.

Эта чудовищная авария не помешала Ярно Трулли через две недели выйти на старт Гран-при Германии. Сезон 2004 года итальянец завершил на рекордном в карьере 6-м месте в личном зачете Формулы-1, и именно в том году он добыл свою единственную победу в карьере, сенсационно привезя Рено первой на финиш Гран-при Монако.

https://youtube.com/watch?v=WBBuZ-LFHDI

Гран-при Австралии 2016: «гармошка» Алонсо

Вероятно, последняя известная авария, где гонщик чудом остался жив, случилась чуть больше четырех лет назад. Болельщики вспоминают статьи в газетах на следующий день после гонки, где журналисты писали о том, что «Фернандо Алонсо чудом остался жив, ведь от машины ничего не осталось».

На 19 круге первой гонки сезона 2016 года испанский чемпион, пилот McLaren-Honda Фернандо Алонсо предпринял попытку обогнать гонщика Haas Эстебана Гутьерреса перед третьим поворотом. Но чего точно не мог ожидать испанский пилот – что Эстебан затормозит намного раньше обычного.

Фернандо наезжает передней частью машины на заднее колесо Гутьерреса, в свою очередь ломая свое правое колесо, импульс откидывает его в отбойник, где Алонсо оставляет уже левую покрышку. Фернандо летит по направлению к гравийной ловушке, и на страшной скорости, будто на трамплине, взлетает над травой, делая полное сальто вдоль оси своей машины.

Первый кульбит, второй, два сильнейших удара – и машина замирает у дальнего отбойника.

Испанский пилот выползает из машины, и остается сидеть рядом с останками болида, пребывая в шоковом состоянии. Сама машина оказалась буквально сложенной в «гармошку».

Воспоминания Фернандо Алонсо: – «У меня возникло ощущение, что я побывал в стиральной машине. В глазах потемнело, и тело на несколько секунд ничего не чувствовало. Мне повезло, что сейчас машины такие безопасные – думаю, благодаря работе наших парней и стечению обстоятельств я остался в живых».

Испанский пилот получил легкое сотрясение мозга, и пару дней проходил восстановление. Лишь современные стандарты инженерии и широкие зоны безопасности спасли гонщика от неминуемых травм.

«Формула-1» остается одним из самых опасных видов спорта на планете. В попытках спасти жизни гонщиков Международная Автомобильная Федерация «ФИА» совместно с лучшими специалистами в области здравоохранения каждый год старается усовершенствовать и без того беспрецедентные меры безопасности. Внедрение системы «HANS» для фиксации шеи во времена Михаэля Шумахера спасло многих пилотов от перелома позвонков, внедрение системы «HALO» – «нимба» над кокпитом – спасло жизнь Леклеру на Гран-при Бельгии 2018, когда болид Алонсо буквально пробил верхнюю часть Alfa Romeo. Но, к сожалению, достичь 100% безопасности не удастся никогда – и мы вспоминаем трагедию Антуана Юбера в «Формуле-2» на Гран-при Бельгии 2019, когда болид французского гонщика разорвало надвое, и он не выжил в аварии.

Каждый гонщик в «Формуле-1» – герой, потому что знает – каждая авария может стать последней.

05.07.2018

19.07.2016

13.07.2016

15.03.2017

07.09.2016

11.10.2016

27.05.2019

10.08.2017

20.06.2017

01.02.2019

10.09.2019

10.09.2021

23.05.2017

14.05.2019

11.07.2019

18.01.2018

20.06.2018

20.08.2018

Красота и мода

Роман Русинов — WEC

Отдельно стоит отметить успехи наших пилотов в гонках на выносливость — WEC, где Роман Русинов и российская команда G-Drive покоряют все вершины автоспортивного Олимпа.

Роман является чемпионом мира по автогонкам на выносливость WEC 2015 года, победителем Европейской серии Ле-Ман, победителем Азиатской серии Ле-Ман (в том числе уже в этом 2021 году). По несчастливому стечению обстоятельств экипаж Русинова не смог добыть победу в гонке «24 часа Ле-Мана», хотя неоднократно лидировал в главном автоспортивном соревновании на выносливость в мире.

Наш гонщик в отличной форме, G-Drive не собирается останавливаться, и мы можем рассчитывать на дальнейшие успехи Романа и остальных пилотов в чемпионате WEC, хотя, конечно, мы все мечтаем о победе в гонке «24 часа Ле-Мана».

Разумеется, отдельно стоит упомянуть об успехах российских гонщиков в мировом дрифте — например, наш пилот Георгий «Гоча» Чивчян является двукратным победителем FIA Intercontinental Drifting Cup.

Дрифт — очень молодое направление автоспорта, изначально он возник в Японии как нелегальное развлечение на дорогах общего пользования, и лишь с 2015 года комиссия FIA признала его официальным видом автоспортивных соревнований. Наши пилоты традиционно показывают отличные результаты в дрифте, в том числе в японских чемпионатах, соревнуясь с представителями родины этого вида автоспорта. Нет никаких сомнений, что в будущем мы можем рассчитывать на «громкие» достижения российских гонщиков в том числе на FIA Intercontinental Drifting Cup.

И, конечно, наша отдельная гордость — Ралли Дакар, если быть совсем точным — класс грузовиков. Уже несколько десятилетий команда «КАМАЗ-мастер» не отдает главный титул бездорожья — с 1996 года мы отдали соперникам лишь 7 чемпионатов!

И, конечно, помним о главных легендах КАМАЗА — Владимире Чагине, которого в международном автоспорте называют «Царь Дакара», Эдуарде Николаеве, Фирдаусе Кабирове, Андрее Каргинове. И здесь мы тоже вправе рассчитывать на светлое будущее — последние пять чемпионатов остались за нами, и нет оснований полагать, что КАМАЗ сбавит обороты.

Российский автоспорт живее всех живых, и в данный момент почти в каждом ведущем чемпионате есть российский гонщик, и даже гонщица. Успехи наших пилотов в дрифте и на бездорожье поражают воображение, и хотя пока еще рано мечтать о чемпионском титуле в «Формуле-1», мы верим, что однажды наступит день, когда на одну ступень величия с Михаэлем Шумахером и Айртоном Сенной взойдет гонщик из России.

11.03.2017

31.05.2018

14.06.2019

12.01.2018

28.09.2018

20.09.2016

21.02.2019

10.09.2020

26.08.2021

28.09.2017

11.11.2015

08.04.2019

21.07.2021

20.06.2018

23.05.2017

21.10.2020

18.01.2018

22.11.2017


Хроника

Гран-при Италии 1952: Фанхио не выспался

На заре «Формулы-1» каждая гонка могла стать последней для любого пилота. Безопасность находилась на таком низком уровне, что перед некоторыми заездами гонщики подписывали специальные бумаги, в которых указывали, что в случае своей гибели не имеют претензий к организаторам. Да и сами они ездили без ремней безопасности, которые появятся на десятилетие позже.

Легендарный пятикратный чемпион «Формулы-1», аргентинский гонщик Хуан-Мануэль Фанхио, вспоминал, что у напарника по команде Бонетто во время одной гонки выпало несколько зубов от жуткой вибрации Maserati на кочках. Уже одного этого факта достаточно, чтобы иметь представление о тех суровых временах. Но мы могли и не увидеть легенду Фанхио, ведь его жизнь едва не прервалась на Гран-при Италии 1952 года в Монце.

Фанхио старался принимать участие как можно в большем количестве гонок. Из-за этого случилась накладка: Хуан-Мануэль никак не успевал на этап в Монце 1952 года. Но аргентинец клятвенно пообещал быть на гонке, и не мог нарушить свое слово. После заезда в Северной Ирландии на Dundrod Circuit, Фанхио спешно взял рейс до Лондона, надеясь там пересесть на самолет до Милана. Но погода оказалась нелетной, рейс до Милана был отменен, и Хуан-Мануэль полетел в Париж. Там он попытался сесть на поезд в тот же самый Милан, однако опоздал, и поезда уже не ходили в вечернее время. Тогда действующий аргентинский чемпион позвонил другу Луи Розье, и одолжил у него машину, чтобы в три часа ночи выехать на трассу Монца. Фанхио прибыл на автодром к самому началу гонки – около двух часов дня, и у него не оставалось времени, чтобы участвовать в тренировках.

Кроме того, аргентинец не спал больше суток, но все равно вышел на старт.

Воспоминания Фанхио: – «Я прибыл на трассу к двум часам дня, надеясь победить, а в конце дня благодарил Бога, что остался жив».

Маэстро стартовал с конца пелетона, но ко второму кругу Хуан-Мануэль уже успел обогнать несколько соперников. Он шел достаточно быстро, но стал чувствовать, что не может совладать с машиной из-за сильной усталости.

Maserati Фанхио входит в занос, вылетает с трассы и буквально прыгает к насыпи вдоль трассы. Затем переворачивается в воздухе, и аргентинский гонщик вылетает из кокпита на сухую траву. Фанхио теряет сознание…

Воспоминания Фанхио: – Я увидел верхушки деревьев, стремительно приближающиеся ко мне. Сильный удар, приземление на сухую траву. Помню сильный запах травы и привкус крови перед тем, как теряю сознание.

Несколько часов Хуан-Мануэль провел без сознания с сильнейшими повреждениями шеи. Как оказалось, жизнь Фанхио спас шлем – на нем осталась глубокая отметина, к тому же приземление аргентинца вышло слегка мягче, чем можно было ожидать. Диагноз: перелом шейного позвонка и повреждения внутренних органов, три месяца в гипсе, прежде чем началось внебольничное восстановление.

В «Формулу-1» Фанхио вернется лишь спустя год, в 1953. Он станет вице-чемпионом, победив на этапе в Монце, а затем с 1954 по 1957 год выиграет четыре титула подряд – рекорд, который через полвека сможет повторить и превзойти лишь Михаэль Шумахер…

Фернандо Алонсо: Бразилия, 2003 год

Как и в случае с Массой, авария молодого Фернандо Алонсо на старте сезона 2003 года не была гоночной ошибкой самого испанца, а косвенно произошла по вине другого пилота. В тот день будущий двукратный чемпион мира на скорости свыше 200 км/час врезался в покрышку, которая лежала прямо по середине трассы после аварии Марка Уэббера. Болид Алонсо транзитом от одной стены оказался у противоположной – пилота с сотрясением мозга тут же на вертолете отправили в госпиталь.

Фернандо Алонсо, несмотря на аварию, ту гонку в Бразилии завершил на третьем месте. Все дело в том, что после двойного схода Алонсо и Уэббера в последнем повороте дирекция гонки досрочно завершила этап и классифицировала пилотов по состоянию на начало 56-го круга. Можно только представить, как приятно был удивлен Алонсо, когда ему в больнице сообщили, что он во второй раз в карьере попал на подиум этапа Формулы-1.

Роберт Кубица: Канада, 2007 год

Просто невероятно, как Кубица выжил после чудовищной аварии на 27-м круге Гран-при Канады в 2007 году. Поляк в попытке обгона выехал на траву, а дальше его BMW Sauber взлетел в воздух и превратился в неуправляемую груду металла, которая на огромной скорости пронеслась несколько десятков метров, угрожая всему, что находилось у него на пути. Когда болид поляка завершил свое неконтролируемое путешествие, он уже слабо напоминал гоночную машину – три из четырех колес отправились в сольное плавание, передняя часть была разрушена вдребезги.

Кубица в этой аварии получил сотрясение мозга и ушиб правого колена. В BMW на следующем этапе его заменил немецкий дебютант Себастьян Феттель, которому спустя годы суждено будет войти в историю Формулы-1 в статусе четырехкратного чемпиона мира.

Примечания

  1. ↑ Индианаполис-500 был частью чемпионата мира «Формулы-1» с по 1960 год.
  2. Карл Скарборо умер от перегрева организма вскоре после гонки.
  3. Стюарт Льюис-Эванс скончался от ожогов через шесть дней после аварии.
  4. ↑ Хотя оба пилота погибли в одной гонке, причиной послужили разные происшествия. Крис Бристоу погиб на 19 круге, будучи выброшен из машины после того, как он потерял управление в Мальмеди. Алан Стейси погиб на 24 круге после того, как в его шлем врезалась птица.
  5. После столкновения с Джимом Кларком помимо фон Трипса погибли 15 зрителей.
  6. Джон Тейлор умер от тяжёлых ожогов через несколько недель, 8 сентября в Кобленце, Германия.
  7. Бандини скончался спустя три дня после аварии.
  8. Миттер пилотировал машину «Формулы-2». Болиды Ф2 принимали участие в гонке совместно с машинами Ф1.
  9. Хотя Каридж пилотировал «Де Томазо», машина была заявлена командой Фрэнка Уильямса.
  10. После смерти Йохен Риндт стал чемпионом мира, так как никто из других гонщиков в оставшихся Гран-при не смог догнать его по очкам.
  11. Марк Донохью скончался через несколько дней из-за последствий кровоизлияния в мозг. В аварии также погиб маршал.
  12. Вместе с Прайсом погиб пожарный после столкновения с машиной.
  13. Петерсон скончался в госпитале от жировой эмболии на следующее утро.
  14. Жиль Вильнёв скончался через семь часов после аварии от смертельного перелома позвоночника (основания черепа).
  15. Жюль Бьянки умер 17 июля 2015, до этого он находился в коме с момента аварии, когда получил тяжёлую черепно-мозговую травму при столкновении с эвакуатором.
  16. Хотя Андерсон погиб в «Брэбеме», машина была заявлена частной командой.
  17. Получил тяжелые травмы головы и ног.
  18. Никогда не принимала участие в Гран-при «Формулы-1», была тест-пилотом
  19. Умерла 11 октября 2013 от последствий открытой черепно-мозговой травмы, полученной на тестах годом ранее.
  20. Скончался на следующий день от тяжёлой черепно-мозговой травмы, полученной в гонке.

Гран-при Германии 1976: Лауда в огне

Вероятно, самая известная авария в нашем списке, где гонщику удалось выжить. Да, о ней известно каждому болельщику «Формулы-1». Да, этой аварии в рамках противостояния Ники Лауды и Джеймса Ханта в 1976 году посвящен целый фильм «Гонка» 2013 года. Но ведь вы всерьез не думали, что мы не напишем о ней?

К 1976 году всем гонщикам было очевидно – Нюрбургринг в своем первозданном виде уже не подходит для автоспорта. Скорости значительно выросли, а вслед за ними увеличилось количество серьезных аварий со смертельным исходом. Оборудовать 22 с половиной километра леса всеми необходимыми мерами безопасности не представлялось возможным. И даже запущенная трехлетняя программа реконструкции не гарантировала сохранение автодрома – по слухам, Нюрбургринг уже стоял «в очереди» на лишение лицензии по соображениям безопасности.

Тем более символично, что австрийский чемпион Ferrari Ники Лауда, который в 1975 году установил рекорд трассы, впервые в истории выйдя из 7 минут за один круг (6:58’6, рекорд остался непобитым), перед стартом 1976 года решительно голосовал за бойкот и отмену гонки.

Однако Ники никто не послушался – ходили слухи о том, что австриец просто хочет пропустить этап, чтобы приблизить свой чемпионский титул, ведь к тому моменту у него было двукратное преимущество перед гонщиком McLaren Джеймсом Хантом. А вечером того же дня по местному телевидению и вовсе передали, что «Лауда – трус».

Воспоминания Ники Лауды: – «Я включил телевизор. Там диктор ругал меня, на чем свет стоит. В двух словах тирада сводилась к следующему: если Лауда такой трус, если ему страшно, пусть убирается из «Формулы-1».

Последующие события вошли в анналы всех энциклопедий по автоспорту. Собственно, 1 августа 1976 года и родилась легенда Ники Лауды, его знаменитое обожженное лицо и привычка носить бейсболку до конца жизни.

После моста «Аденау» Ники ошибся (хотя сам Лауда до конца жизни считал, что в Ferrari была некая скрытая поломка, которая не дала вписаться в поворот), и на выходе с апекса машина ударяется об отбойник. Мгновенное возгорание, и Ники оказывается буквально запертым в горящей ловушке. Кажется, сейчас его спасут, но гонщик Брет Ланжер только в последний момент замечает огненную Ferrari, и буквально «таранит» Ники еще сильнее. Пламя охватывает машину полностью, Лауда начинает задыхаться и теряет сознание, погруженный в огонь.

В итоге, когда его вытащат из машины, врачи диагностируют ожоги лица третьей степени, а легкие австрийца вот-вот перестанут функционировать, обожженные парами бензина…

Более 48 часов в коме, реанимация, критическое состояние, отказ легкого, отказ почек, отчаянная борьба организма с последствиями аварии, и Ники одержит главную победу в своей жизни, чтобы через 42 дня вернуться в «Формулу-1», а в 1977 году стать вновь чемпионом мира. Сам австрийский гонщик не любил вспоминать ту аварию, признаваясь, что у него отпечаталась в памяти «лишь огромная чёрная дыра, вот я сажусь в машину перед стартом гонки, и вот я уже очнулся в реанимации».

Своей жизнью Ники обязан трем гонщикам, которые вытащили его из пламени: Гаю Эдвардсу, Харальду Эртлью и Артуро Мерцарио. Как они вспоминали, никто не хотел лезть в огонь, но смотреть на медленно умирающего Лауду желания было еще меньше. Они полезли руками в то, что осталось от машины в пламени, что-то нащупали, напоминающее тело, и резко рванули вверх – это оказался Ники.

Настоящее чудо, что спустя 40 лет пилот стоял на капитанском мостике Mercedes и давал советы Льюису Хэмилтону. К сожалению, 20 мая 2019 года Ники Лауда ушел из жизни – полученные травмы сказались на чемпионе мира, в 1997 и 2005 году австриец пережил пересадку почек, а в 2018 году у него начались проблемы с дыханием из-за отказа легких. Мы помним тебя, Ники.

Николай Грязин — WRC-2

Вот и мировой чемпионат по ралли. Если быть точнее — WRC-2. Несмотря на огромную любовь к ралли в России, мировой чемпионат WRC очень слабо освещается в нашей стране, а успехи гонщиков исчисляются двумя подиумами WRC в сезоне 2012 легендарного российского раллиста Евгения Новикова, сына известного раллиста Максима Новикова.

В данный момент в младшем раллийном чемпионате соревнуется российский пилот Николай Грязин. С 2020 года в WRC-2 стартуют исключительно заводские команды на полноприводных турбированных автомобилях. Николай — сын чемпиона России по ралли 2001 года Василия Грязина, является чемпионом северной Европы NEZ по ралли 2015, вице-чемпионом Латвии по ралли в классе LRC3.

У Николая уже есть победа в WRC-2 — на Ралли Финляндии 2019! Грязин неоднократно занимал подиумы в младшем раллийном чемпионате, в данный момент пилот Hyundai Motorsport считается одним из самых талантливых раллистов современности и, возможно, лучшим раллийным гонщиком России.

В сезоне 2021 наш пилот идет на пятом месте в зачете младшего чемпионата, правда, довольно значительно отставая от лидера Андреаса Микельсена.

Впереди еще 10 этапов, и если Николай Грязин сможет попасть в тройку лучших по итогам чемпионата WRC-2, то мы можем рассчитывать на его выступление в главном раллийном чемпионате WRC. Другое дело, что Себастьен Ожье, Отт Тянак и Тьерри Нёвилль давно «монополизировали» победы в высшем классе, и пробиться в элиту ралли будет очень сложно. Но мы будем верить и поддерживать нашего гонщика!

Второй день

Суббота началась с небольшой сенсации. На утренней тренировке Льюис Хэмилтон разбил свой болид. Машина вылетела за пределы трассы и застряла в ограждении из шин колёсами кверху. Эвакуация заняла определённое время, так что свободная сессия была фактически сокращена наполовину. Возникли серьёзные опасения, что лидер чемпионата не примет участия в квалификации и будет вынужден стартовать с задних рядов.

Впрочем, не попади Хэмилтон в аварию, ему всё равно было бы не угнаться за Ferrari. Доминирование итальянской конюшни продолжилось победой Леклера в заключительной свободной практике. Хоть Боттас и смог приблизиться к его показателям, но всё равно отставание составило полсекунды, а впереди финна по-прежнему был ещё и Феттель. Квят всё так же, не питая надежд на квалификацию, не радовал быстрыми секундами, хотя его напарник смог дотянуться до первой десятки.

Квалификация началась для Mercedes с хорошей новости — старт заездов пришлось отсрочить из-за проблем с двигателем Williams Роберта Кубицы. Этого времени как раз хватило, чтобы восстановить болид Хэмилтона. Он выехал на трассу вместе со всеми пилотами.

Леклер по-прежнему был недосягаем — ближайшего соперника из чужой команды он опережал на секунду. Хэмилтон всё-таки смог улучшить своё время на две десятые во второй сессии квалификации, но остался позади обеих машин Ferrari. Главным событием этой части соревнований стало то, что в финал прошёл только один болид Red Bull — Албон так и не успел освоиться в новой машине и совершить рывок вперёд.

Ferrari и раньше могла обыгрывать всех на протяжении определённого промежутка времени, а потом внезапно всё потерять. В третьем сегменте это едва не произошло с Феттелем — в первой попытке он допустил ошибку и много уступил своему напарнику. Впрочем, продолжения не последовало. Леклер всё-таки завоевал поул-позицию, а Феттель поднялся к нему на первый ряд стартовой решётки. Второй заняли пилоты Mercedes, дальше вслед за Ферстаппеном расположился Даниэль Риккардо из Renault.