Иван сергеевич тургенев (1818-1883). вопросы и задания

Происхождение и образование

Евгений Базаров — сын обедневшей дворянки и сельского лекаря. В его роду не было знатных предков. Базаров не стыдится своего простого происхождения, он с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. По мнению героя, поступки человека лучше скажут о нем, нежели заслуги предков. Он тоже становится врачом, но занимается этим герой не потому, что хочет продолжать дело отца, он считает медицину полезной наукой для человечества.

Павел Кирсанов — потомственный дворянин. Его отец был генералом. Герой идёт по стопам родителя. Он обучается в пажеском корпусе. Но очевидно, что военное дело совсем не интересует Кирсанова. После окончания учебы герой не находит себе занятия и ведёт светскую жизнь, наполненную развлечениями, удовольствиями и интригами. Кирсанов оказывается совершенно бесполезным для общества человеком.

О чём спорили герои

Спор героев затронул большое количество самых разных проблем. Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:

  1. Вопрос и тема дворянства: Базаров считает, что дворянство абсолютно бесполезно, тогда как Кирсанов видит в этом слое людей основную движущую силу современного общества.
  2. Нигилисты и их значение: Павел Петрович считает, что нигилизм — временное модное увлечение, а сами нигилисты — ненужные обществу люди, а Базаров видит в нем единственный верный путь в жизни.
  3. Взгляды героев на народ: в этом вопросе Базаров оказывается ближе к народу, чем Павел Кирсанов, он уважает простых людей, тогда как Павел Петрович относится к ним несколько пренебрежительно и высокомерно.
  4. Искусство и природа: Кирсанов видит в искусстве и природе истинную красоту и наслаждение, а Базаров дословно считает, что «любой порядочный химик более ценен, чем поэт…»

Исход сюжетной линии

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Предлагаем ознакомиться Экономические споры. Порядок их разрешения — Студопедия

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе «Отцы и дети». Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

О чем спорит Базаров и Павел Петрович?

В то время как рассказчик замечает эти бросающиеся в глаза детали, Базаров сразу же угадывает в Павле Петровиче человека, который слишком много о себе возомнил. В глазах Евгения Васильевича его гордыня необоснованна и абсурдна. Спор Базарова и Павла Петровича, их противостояние, таким образом, начинается с самого знакомства персонажей.

Когда мы узнаем немного больше о прошлом этого отставного военного, мы начинаем лучше понимать, почему он ведет себя таким образом. Этот военный был любимым сыном генерала Кирсанова и, в противоположность своему брату Николаю, всегда был человеком действия. К двадцати семи годам Петр Петрович уже являлся капитаном в русской армии. Он знал, как держать себя в высшем обществе, и пользовался популярностью у женщин. Таким образом, Павел Петрович с юных лет привык к уважению и восхищению.

Грубому молодому Базарову с самого начала было суждено стать антагонистом этого человека

Их объединяло крайнее тщеславие, и, даже не принимая во внимание тот факт, что мнения двух героев во всем расходились, каждый видел для себя угрозу в образе другого. С точки зрения Базарова, Павел Петрович — гордый старик, в которого он сам однажды может превратиться

В глазах аристократа молодой человек был надменным выскочкой, еще не заработавшим право быть настолько самоуверенным. Еще до того, как Павел Петрович узнал что-либо о Базарове, он начал его недолюбливать из-за неряшливого внешнего вида и слишком длинных волос.

После того как Аркадий обнаружил, что Базаров — нигилист, и сообщил об этом дяде, у Павла Петровича появляется зацепка, которую можно использовать в оправдание своей неприязни к гостю. Племянник пытается спорить, говоря о том, что нигилист — это тот, кто критически оценивает все вещи, но Павел Петрович отвергает эту философию как новую причуду молодых людей, которые не признают никаких авторитетов.

Он сопоставляет такой образ мысли с неудачными примерами из истории, в частности с идеями сторонников гегелевской логики, и с манерой знатока говорит Аркадию: «Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Павел взывает к своему опыту и мудрости и говорит так, как будто он уже заранее знает, что нигилизм — глубоко порочная философия молодежи.

Общее·количество·просмотров·страницы

Так и Фенечка искренне полюбила немолодого Николая Петровича. И вовсе случайно оказалась на месте свидания в саду, в той самой беседке, где когда-то познакомилась с учтивым деликатным гостем. По итогу этой встречи Базаров имеет основания иронически поздравлять себя «с формальным поступлением в Селадоны». Теперь герой ведет себя попросту непорядочно, грубо, по-лакейски заигрывая. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Определить молекулярную формулу углеводорода по следующим данным: массовая доля водорода 12,20%, относительная плотность вещества по гелию 20,50.

Стану смотреть на цепочку его часов…» Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. «Слышал, стало быть ничего», — успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку.

Если Вы цитируете текст, который у Вас перед глазами, то следует быть внимательнее и не допускать искажения при цитировании.

А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта.

Смятение Базарова в этот момент отражается и на его речи. Обычно он говорил грубовато, резко, отрывисто. А здесь привычные обороты типа «да уж куда ни шло!» сопровождаются более присущими Кирсанову фразами: «Очень хорошо-с», «Вам пришла фантазия испытать на мне свой рыцарский дух».

Помогите мне сесть… вот так… Эту царапину стоит только чем-нибудь прихватить, и я дойду домой пешком, а не то можно дрожки за мной прислать. Дуэль, если вам угодно, не возобновляется. Вы поступили благородно… сегодня, сегодня — заметьте.

Анализ сцены дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова

«Отцы и дети» — одно из самых значимых произведений русской литературы. Каждая страница этого романа доверху полна различными философскими вопросами и нравственно-моральными наставлениями. Но особняком в романе стоит тема взаимоотношений людей из разных поколений. Тема Отцов и детей.

Иван Сергеевич Тургенев раскрывает эту темы путём сталкивания двух абсолютно разных по мировосприятию людей — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Они невзлюбили друг друга с первой же встречи. Причиной этому стал ярко выраженный нигилизм Базарова, о котором Павел Петрович был не лучшего мнения. Ведь Павел Петрович был аристократом-консерватором и был верен старым порядкам. На протяжении всего романа между героями постоянно вспыхивали конфликты. И это закономерно, ведь их конфликт — это борьба идеологий. В лицах этих персонажей были представлены совершенно разные точки зрения на мир, а такие разногласия не так-то просто устранить.

Кульминацией этой борьбы стала их дуэль. Казус белли который был увиденный Павлом Кирсановым поцелуй Базарова с Фенечкой. Истинной же причиной дуэли была их взаимная неприязнь и политические разногласия. Итогом этой дуэли стало ранение Павла Петровича — пуля вошла ему в бедро. Нужно сказать, что Базаров тут же перевязал Павлу Петровичу ногу и других позвал на помощь. Строго говоря, в этой дуэли не было победителя — ведь их спор был ментальным, и его было невозможно решить путём физическим. Когда герои понимают, насколько глупа была их дуэль, и к каким последствиям могла привести их ребяческая затея, они становятся более сдержанными по отношению друг к другу, в их разговорах появляется нотка взаимоуважения. Но, в конечном счёте, каждый остался при своём мнении.

Развязкой же конфликта Отцов и детей стал вынужденный отъезд Евгения Базарова.

В заключение стоит отметить, что описанный Тургеневым конфликт существует не одно тысячелетие, и что он никогда себя не исчерпает. Ведь всегда, из века в век люди старшего поколения будут спорить с людьми младшего поколения. И этот конфликт будет актуален во все времена.

Отцы и дети

◄ Предыдущая: Базаров — герой своего времени Следующая: Базаров и женские образы в романе ►

  «Поединок» Базарова с аристократами. Базаров является идейным и сюжетным центром романа (схема 10). Его характер и философия раскрываются в столкновениях с другими героями романа.

Схема 10. Место Евгения Базарова в системе образов романа
Д. Б. Боровский.
Павел Петрович
Кирсанов

  Павла Петровича Кирсанова часто называют вторым по значимости героем произведения Тургенева, видят в этом образе повзрослевшего Печорина. Разочарованность в жизни, несостоявшейся любви он укрывает культом нарочитой обыденности: кабинет, одежда, английские газеты и в целом англомания. Он, как и Николай Петрович, в романе получает право на биографию: подробную историю жизни дяди рассказывает в его оправдание Базарову Аркадий.

   Аристократические привычки Павла Петровича выглядят нелепо в деревне, куда он приехал, спасаясь от одиночества. В романе у него два антагониста — явный (Евгений Базаров) и скрытый (брат Николай Кирсанов).

К. И. Рудаков.
Николай Петрович
Кирсанов

  Брат представляется его полной противоположностью. Это тихий и неконфликтный «барин лет сорока», по словам Аркадия, «добрый папаша» и «золотой человек», «божья коровка», деревенский мечтатель, читающий Пушкина. Николай Петрович хочет жить в мире со всеми, считая, что во всём можно найти компромисс. В общественной жизни для него главными были и есть мера и норма, высшая жизненная ценность — семья, забота о близких. Он женился по любви, с трудом пережил смерть своей жены, неожиданно нашёл новое семейное счастье. Он любит общаться с молодёжью, не боясь выглядеть нелепо, учиться чему-то новому. Эта способность находить радость жизни в малом, повседневном — важная черта Николая Петровича.

   В отличие от брата у Павла Петровича всё в прошлом: бывший светский лев, бывший военный, которому прочили блестящую карьеру, человек без семьи, который втайне завидует «тихому» счастью своего брата. Его главное положительное качество — безукоризненная честность. 

Приезд Базарова прерывает в его жизни правильное, но постылое единообразие. Между ними очень быстро выстраиваются натянутые отношения: со стороны Базарова — неприязнь, со стороны Кирсанова-старшего — откровенная ненависть.

   Базаров метко называет Павла Петровича «архаическим явлением», безжалостно высмеивает его ногти, которые «хоть на выставку посылай», и словно «каменные воротнички».

   Для современников главным эпизодом романа стала словесная дуэль Павла Петровича и Базарова, либерала-аристократа и разночинца-нигилиста. Молодые демократы утверждали, что автор «высек отцов», показал их идейную несостоятельность. Но доля правды есть на стороне каждого из героев.

   В поединке Базарова и Кирсанова затрагиваются все важные общественно-политические темы современности:

  • духовная организация личности («Всякий человек себя сам воспитывать должен — ну хоть как я, например…»);

  • пути дальнейшего развития страны и необходимость реформ («Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны. <…> Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»);

А. А. Парамонов.
Дуэль Базарова и Павла Петровича

 • судьба русского народа («Мой дед землю пахал, — с надменною гордостию отвечал Базаров. — Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете»);

  • отношение к природе («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»);

  • приоритет материализма, а не идеализма («принципов нет… а есть ощущения») и, как следствие, значимость науки, а не искусства («Рафаэль гроша медного не стоит…»).

  Композиция романа выстроена таким образом, что между героями-антагонистами происходит две дуэли — словесная и реальная. Однако вторая, настоящая, дуэль носит откровенно пародийный характер: аристократ стреляется с сыном отставного лекаря, пусть и дворянином, но стоящим гораздо ниже по сословной лестнице, а единственным секундантом становится камердинер Пётр.

Лица поколений

Споры в романе «Отцы и дети» — самая динамичная и насыщенная вопросами и ответами часть всего произведения, и, конечно, самыми яркими соперниками являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно их конфликт обличает оба «лагеря», выявляет плюсы и минусы новомодного в то время нигилизма, уличает «отцов» в их ошибках и проблемах.

Старшие представители

Прежде всего стоит распределить всех персонажей романа на 2 группы: лагерь «отцов» и лагерь «детей», чтобы понять, чьи интересы отстаивают Базаров и Кирсанов в своём жарком споре. К числу «детей» вроде бы и относится больше людей, чем к «отцам», но они менее «живые»: всё-таки старшее поколение более целостное и сплочённое, ведь среди младшего можно особенно выделить только Базарова и, может быть, Аркадия:

  1. Павел Петрович Кирсанов — наиболее активный и бунтующий представитель своего времени, который всеми силами защищает своё поколение. Конечно, относится к «отцам».
  2. Николай Петрович Кирсанов — так же, как и брат, представитель старшего поколения, но в отличие от него, не такой протестующий, скорее, даже уже смирившийся с тем, что его время прошло.
  3. Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна) — уже довольно старые люди, которые полностью приняли правду об ушедшем времени.

Лагерь «детей»

Евгений Васильевич Базаров — основной представитель младшего поколения. Нигилист, отрицающий многие привычные и даже необходимые «отцам» вещи.

Аркадий Николаевич Кирсанов — человек нового времени, но не такой яркий и значимый, как его кумир Базаров.

Авдотья Кукшина и Виктор Ситников — «двойники» Базарова, которые называют себя нигилистами, хотя таковыми абсолютно не являются. Для них модные идеи лишь способ выделиться; составляют контраст Базарову, для которого нигилизм — основа всей жизни, позиция, к которой он пришёл сам, и ради принципов которой он готов на многое.

Таким образом, можно заметить, что сочинение Тургенева не изобилует разнообразием персонажей. Однако всё это автор полностью нивелирует одной лишь вещью — спор Базарова и Кирсанова, и сами эти герои компенсируют отсутствие других, поэтому их конфликту уделено особое место во всём романе.

Вариант 2

Роман Ивана Сергеевича Тургенева является мировой классикой в литературе. В романе описывается конфликт поколений и жизненных принципов.

Молодой и целеустремленный студент Евгений при знакомстве с аристократом и консерватором Павлом Петровичем уже проявили друг к другу некую неприязнь. Они даже не пожали друг другу руку, потому что Кирсанов посчитал ниже своего достоинства протягивать руку человеку, который одет как простак.

Базарова пригласил в гости его друг Аркадий, только он мог понять амбициозного и высокомерного молодого человека. Парень сразу вступил в спор с Кирсановым старшим, ему не нравилось, что Павел Петрович пытался навязать свою мысль.

Кирсанов старший даже с некоторым пренебрежением отнёсся к Базарову. Ему не нравились нигилисты, а Базарову не нравились аристократы. Находясь в одном помещении, они обязательно находили повод поругаться друг с другом. Каждый из них жестко высказывал свое мнение по отношению к другому.

Павел Петрович Кирсанов был утонченным человеком, и ему нравилось окружать себя духовными вещами. Базаров же напротив грубый и замкнутый в себе больше возлагал надежды на науку. Базарову нравилось задевать богатого Кирсанова, который то и дело вставлял в свою речь английские слова.

Эти два персонажа прям, ненавидели друг друга и никогда не скрывали своей неприязни. Они всегда находили повод для спора. Через какое-то время их пыл поутих, но напряжение между Кирсановым старшим и Базаровым все же оставалось. В один прекрасный момент это должно было найти выход и нашло.

Павел Петрович был сильно влюблен в Фенечку, но стеснялся на показ говорить о своих чувствах к ней. В один из дней Кирсанов старший видит поцелуй своего заядлого врага Базарова и возлюбленной Фенечки. Тогда для Кирсанова наступил пик их конфликта. Он негодовал от злости и поэтому, схватив палку, сказал Базарову, что изобьет его сильно, если тот не согласится на дуэль с ним.

Базаров попытался успокоить ревнивца, говоря ему о том, что дуэль это ерунда и совсем нет смысла ее проводить. Кирсанов не отступал, и Базаров все же испугавшись, что его изобьют, согласился на проведение дуэли.

Они никому не сказали о том, что рано утром они собираются на дуэль. С собой они взяли лишь Петра, и когда дуэль состоялась, Базаров ранил Кирсанова. Павел Петрович был ранен в ногу, а Базаров и тут показал свое неуважение, придя на помощь Кирсанову, он расценил это как помощь старику. Базаров попросил позвать на помощь, а когда помощь была оказана, эти двое решили не говорить основную причину их дуэли. Всем они сказали, что их взгляды разошлись в политике, ведь Павлу Петровичу было тяжело признать, что это из-за ревности и любви к Фенечке.

Их такая глупость не уменьшила неприязни между собой, но немного успокоила их. Была выбрана тактика или хорошего отношения или полного игнора друг друга. Сказать, что Базаров в этой дуэли был абсолютным победителем нельзя, скорее всего удача ему улыбнулась.

После всех этих событий они стали вести себя по отношению друг к другу лучше, но каждый остался при своем мнении и своих принципах.

Сочинение 4

Поединок между героями подготовлен развитие конфликта между поколениями «отцов» и «детей», который описан в романе. Показательно, что дуэль происходит между персонажами, стоящими на крайних позициях каждый в своем лагере.

Нигилист Базаров, посвятивший всю свою жизнь без остатка построению нового общества, и в этом эпизоде романа сохраняет свою внешнюю невозмутимость. Даже перед лицом возможной смерти он все же сохраняет позу и уничтожает письмо своему отцу, в котором он выражает нормальные человеческие чувства.

Павлом Петровичем Кирсановым владеет ненависть к злейшему врагу его мира. Поцелуй Базарова и Фенечки – это всего лишь повод, которым отставной гвардейский офицер решил воспользоваться, чтобы уничтожить вирус, разлагающий общество.

В ходе дуэли оба противника показывают свою внутреннюю слабость. Бравада нигилиста не помогает ему полностью скрыть от окружающих свое внутреннее напряжение. С другой стороны и гвардеец, получив рану от Базарова, теряет сознание, хотя рана неопасна и не должна вызвать такого эффекта.

Тургенев подчеркивает, что ни идейный фанатизм, ни аристократический кодекс чести и военное прошлое, не превратили дуэлянтов в машины, готовые идти до конца. Евгений Базаров, повинуясь врачебному долгу, бросается на помощь раненному врагу (хотя тот и отказывается от нее). Гордость Кирсанова берет верх и он и в дальнейшем не желает примирения, хотя ему и несколько стыдно резкости своего поведения.

Показательно, что, несмотря на личную неприязнь и глубокий антагонизм Павла Петровича и Базарова, дело оканчивается ничем. Конечно, оба подверглись смертельному риску, примирения не состоялось, но они просто холодно пожимают друг другу руки при прощании.

Писатель здесь образно показывает, что напряжение между старым и новым в то время еще не достигло крайней точки и все ограничивается выпадами, терпимыми в дворянской среде, из которой оба происходят. Понятно, почему Кирсанов не готов ломать принятые нормы поведения, именно защищая их, он столкнулся с Базаровым. Однако и его оппонент, олицетворяющий нигилизм не полностью отрекся от ценностей старого мира, не считает, что врага надо непременно уничтожить, спровоцировав дуэль повторно.

Взгляды Базарова в 6 главе

Глава 6.Во время утреннего чая, в компании разгорается нешуточный спор между Павлом Петровичем и Евгением. Оба не стараются скрыть своей неприязни друг к другу.Инициатором стычки становится Кирсанов.

Евгений Васильевич не намерен полемизировать с ним, однако все-таки высказывает свое мнение по основным вопросам своих убеждений. По его представлению, люди стремятся к цели, поскольку испытывают «ощущения» и желают добиться «пользы».

Евгений Базаров убежден, что химия намного важнее, чем искусство. Что касается науки, важнее всего в ней именно практический результат. Базаров даже гордится тем, что у него отсутствует художественный вкус. Он считает, что незачем изучать психологию какого-то отдельного человека. Для того, чтобы судить обо всем роде людском, достаточно одного экземпляра.

Базаров беспощадно отрицает любые «постановления» в быту. Он высокого мнения о своих способностях, однако своему поколению Евгений Васильевич отводит вовсе не созидательную роль. Он говорит о том, что требуется сначала «расчистить место»Студент-нигилист, отрицает практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки.»Нигилизм», который пропагандирует Базаров и Аркадий, подражающий ему, Павлу Петровичу представляется необоснованным и дерзким учением, существующим «в пустоте».Гл.

10Неприятный разговор произошел во время вечернего чаепития. Назвав одного помещика «дрянь аристократишка», Базаров вызвал недовольство старшего Кирсанова, который стал утверждать, что следуя принципам, человек приносит пользу обществу.

Предмет спора: как следует относиться к крестьянству?

Павел Петрович всегда очень красиво и уважительно рассказывает о народе. Иногда, чисто по-барски, он оказывает крестьянам грошовую материальную помощь. Однако поступает так не от души, а, скорее, для форсу. В действительности же Кирсанов сторонится крестьян. Он даже не переносит их запаха, а при общении подносит к носу флакончик с одеколоном. Дворовые также чувствуют разделяющую их с барином пропасть. Для них он иностранец. Отношение к народу Базарова деформировано радикальной теорией: он смотрит на простых людей свысока, допуская небрежные высказывания. Однако внутренний его менталитет – сродни крестьянскому. Хотя Евгений грубоват и насмешлив к дворовым, те его понимают и уважают.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Предлагаем ознакомиться Образование комиссии по трудовым спорам в 2020 году

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Сказать по правде, предпосылками для конфликта были не только идеологические споры, а также романтические чувства.

Евгений после разрыва с Одинцовой начинает ухаживать за прекрасной девушкой Фенечкой, в которую тайно был влюблен Павел Петрович. Федосья Николаевна — в самом начале романа неофициальная супруга помещика Кирсанова Николая Петровича, младше мужа на 20 лет, у них есть общий сын Митенька.

Увидев поцелуй двух молодых людей, озверевший Кирсанов без каких либо объяснений вызывает Базарова на дуэль.

Его эмоции отлично передает эта цитата: «Он посматривал вдоль дороги, рвал и кусал траву, а сам все твердил про себя, что дуэль этакая глупость».

В отличие от Евгения, Кирсанов не боялся смерти. Не пожелав объяснить истинную причину поединка родным, Павел Петрович сказал, что между ним и Евгением Базаровым возник спор на политическую тему.

Предлагаем ознакомиться Досудебный порядок урегулирования спора в гражданском процессе || Обязанность досудебного урегулирования спора гпк

Отношение к нигилизму

Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.

Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:

  • самодержавие;
  • религия;
  • крепостное право;
  • отсутствие демократических свобод.