10 лучших советских асов великой отечественной войны

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев родился в
станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области).
Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ,
вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в
1938 году, когда Гулаева призвали в армию.
Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное
училище, которое он окончил в 1940 году.

Во время войны Гулаев пользовался
репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним
приключился инцидент, который показал как отвагу, так и
некую своевольность его характера. У молодого лётчика не
было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942
года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев,
появились гитлеровские самолёты, в небо отправились
опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который
решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в
первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов
уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся
на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что
вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил
вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к
награде».

Зияющая синева 2001

Чехословакия оккупирована немецкими войсками, а ее армия — расформирована. Несколько военных летчиков, однако, отказываются принять это как факт — и потому бегут из страны. Сначала в Польшу. Потом в Ливию. Оттуда — в Великобританию. Здесь их таланты оказываются востребованы — после недолгих тренировок герои попадают в Королевские Военно-Воздушные силы и вступают в противостояние с немецкими «хейнкелями» и «мессершмиттами»…

  • Рейтинг — 7,1
  • Год / страна — 2001 / Чехия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Франция, США
  • Жанр — боевик, драма, мелодрама, военный
  • Режиссер — Ян Сверак
  • В ролях — Онджей Ветхи, Криштоф Гадек, Тара Фитцджеральд, Чарльз Дэнс

Георгий Дмитриевич Костылев

Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе, на котором сейчас строится спартаковский стадион. Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 — в группе.

Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!». В феврале 43-го угодил в штрафбат за то, что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств, которыми тот потчевал своих гостей, и не смог сдержаться, поскольку знал не понаслышке, что происходило в блокадном городе. Его лишили наград, разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм, в места, где прошло его детство. Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.

Николай Михайлович Скоморохов

Николай Михайлович Скоморохов — дважды Герой Советского Союза. В годы войны совершил более 600 боевых вылетов, провел 143 воздушных боя с противником, в которых лично сбил 46 и в составе группы 8 самолетов. Помимо этого, уничтожил 3 бомбардировщика противника на земле. Летал на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7.

Николай Скоморохов родился в 1920 году в селе Лапоть Саратовской губернии в обычной крестьянской семье. В декабре 1940 года добровольно ушел в Красную Армию, а в марте 1942 года окончил Балтийскую военную авиационную школу пилотов. Начал воевать в декабре 1942 года, а свой личный счет побед открыл в январе 1943 года.

В одном из вылетов над горами севернее Лазаревской он обнаружил над линией фронта самолет-разведчик Fw-189, который атаковал сверху. Казалось, что длинная очередь буквально изрешетила «Раму», но когда Николай развернулся, чтобы проследить падение вражеского самолета, то с удивлением заметил, что тот держится в воздухе и даже маневрирует, пытаясь уклониться от очередной атаки. В итоге поединок продлился несколько минут, пока Скоморохову не удалось нацелить свой ЛаГГ-3 в лоб немцу и расстрелять его. Как он тогда подумал, он нашел ключ к будущим победам.

Однако дни шли, количество боевых вылетов росло, а эта «рама» оставалась единственным сбитым самолетом. Поэтому будущий летчик-ас серьезно засел за учебу — начал вникать в физические расчеты и схемы, решил глубже познать теорию стрельбы, что принесло свой успех. Количество воздушных побед стало расти. В боях на Курской дуге Скоморохов в одном бою сбивает два вражеских Ме-109. При этом один из них удалось сбить в критической, смертельно опасной ситуации, когда летчик смог запустить заглохший двигатель и расправился с уже предвкушавшим легкую добычу немцем. В конце августа 1943 года забытому в сержантах Скоморохову наконец-то присвоили офицерское звание — младший лейтенант.

Стоит отметить, что Скоморохову нередко удавалось сбивать несколько самолетов противника в одном бою. Но самый известный свой воздушный бой, аналогов которому не было в истории, капитан Николай Скоморохов провел 16 января 1945 года в Венгрии. В паре со своим ведомым он вылетел на свободную охоту и в районе Таряй северо-западнее Будапешта, летчики встретили сразу три группы транспортных самолетов Ju-52 (16 машин), которые шли в сопровождении 38 истребителей прикрытия Ме-109. Советские летчики в такой ситуации решили атаковать противника — вдвоем против 54 самолетов. В результате этой дерзкой атаки Скоморохов лично сбил 2 истребителя Ме-109 и один транспортный Ju-52, а его ведомый уничтожил еще две машины.

Последнюю свою победу советский летчик-ас одержал 25 апреля 1945 года в районе Вены, сбив истребитель Fw-190. Сам же Скоморохов за время войны ни разу не был ранен, его самолет не горел и не был сбит. Характеризуя Николая Скоморохова, командир 31-го истребительного авиационного полка подполковник Г. Д. Онуфриенко писал: «В воздушных боях Скоморохов нетороплив, однако решителен, хладнокровен и расчетлив. Летчик требователен к себе и своим подчиненным. Пользуется исключительным авторитетом среди всего личного состава истребительного полка. В боевой обстановке не знает усталости». Стоит отметить, что знаменитое правило: «истребитель обороняется только нападением» — было законом в его боевых вылетах.

После войны Николай Скоморохов остался на службе в ВВС. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, командовал различными частями и соединениями. В 39 лет стал генералом, а в 1981 году ему было присвоено звание маршала авиации, являлся Заслуженным военным летчиком СССР. Его жизненный путь трагически оборвался в автокатастрофе, которая произошла 16 октября 1994 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Лучшие танкисты Второй мировой войны – от 20 до 29 побед

Широко известны подвиги танкистов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., на счету которых свыше 20-ти, но менее 30-ти боевых побед. Таких танковых асов в Красной Армии 30 человек. Большинство из них командовали танками Т-34. Семеро воевали на тяжёлых танках КВ-1 или ИС-2; четверо возглавляли экипажи самоходных артиллерийских орудий.

Герой России Василий Брюхов

Интересно, что в этом списке есть и танкисты – герои России. Точнее, имеется один такой случай. Василий Павлович Брюхов, на счету которого 28 подбитых танков противника, 10 ноября 1944 г. представлялся к званию Героя СССР, но это представление не было утверждено «наверху». Лишь 16 декабря 1995 г. Указом Президента РФ Брюхову В.П. было присвоено звание Героя Российской Федерации. 

27 танков противника, уничтожил 9 минометов, 10 пушек, 17 пулеметов около 30 единиц автотранспорта, 13 бронеавтомобилей.

Хорошилов со своим экипажем и необычным танком

На башне «Беспощадного» был нарисован силуэт краснозвёздного танка, стрелявшего в Гитлера, который разлетался от этого на части. А рядом – два бодрых четверостишия от Маршака и название «Беспощадный» крупными буквами.

В марте 1943 г. КВ-1 получил в бою сильные повреждения, 2 члена экипажа погибли (в том числе и Павел Максимович Хорошилов), остальные получили ожоги и ранения. Танк удалось отремонтировать и пустить в ход с другим экипажем, но в августе 1943 г. он получил повреждения, исключающие его восстановление, и был отправлен на переплавку.

Звёзды и самолёты

80 лет назад ещё не случилось Второй мировой войны, но в Голливуде уже вовсю снимали кино о том, что надо к ней готовиться. Один из таких фильмов —Лётчик-испытатель»(Test Pilot, 1938). Сюжет простой —крутые пилоты летают на самых крутых машинах, поэтому их любят очаровательные девушки».

В ролях — сплошь звезды: Кларк Гейбл, Мирна Лой и Спенсер Трейси.

Фильм стал премьерой для В-17, когда бомбардировщик ещё даже не запустили в серию.

Слева направо — Мирна Лой, Кларк Гейбл, Y1B-17(прототип B-17)

Новинку показали во всех возможных и невозможных ракурсах. А гоночный самолёт с огромным мотором, на котором тоже летал Гейбл — переоборудованный истребитель P-35.

А вскоре началась война. Возниклоразделение труда» — британцы бомбили Германию ночью, американцы — днём, а заодно оттягивали на себя немецкие истребители с русского фронта.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев оказался на фронтах Великой Отечественной войны в августе 1942 года. Всего за годы войны совершил 250 боевых вылетов, провел 49 воздушных боев, в которых лично уничтожил 55 самолетов противника и еще 5 самолетов в группе. Такая статистика делает Гулаева самым эффективным советским асом. На каждые 4 вылета у него приходился сбитый самолет или в среднем больше одного самолета на каждый воздушный бой. Во время войны летал на истребителях И-16, Як-1, P-39 «Аэрокобра», большинство своих побед, как и Покрышкин с Речкаловым, он одержал на «Аэрокобре».

Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев сбил не намного меньше самолетов, чем Александр Покрышкин. Но по результативности боев он намного превзошел и его и Кожедуба. При этом воевал он меньше двух лет. Сначала он в глубоком советском тылу в составе войск ПВО занимался охраной важных объектов промышленности, защищая их от налетов вражеской авиации. А в сентябре 1944 года, его практически в принудительном порядке отправили на учебу в Военно-Воздушную академию.

Свой самый результативный бой советский летчик совершил 30 мая 1944 года. В одном воздушном бою над Скулени ему удалось сбить сразу 5 вражеских самолетов: два Me-109, Hs-129, Ju-87 и Ju-88. Во время боя он был сам серьезно ранен в правую руку, но, сконцентрировав все свои силы и волю, смог довести свой истребитель до аэродрома, истекая кровью, совершил посадку и уже, зарулив на стоянку, потерял сознание. Летчик пришел в себя только в госпитале после операции, здесь же он узнал о присвоении ему второго звания Героя Советского Союза.

Все время, пока Гулаев был на фронте, он воевал отчаянно. За это время он успел совершить два успешных тарана, сумев после этого посадить свой поврежденный самолет. Несколько раз за это время был ранен, но после ранений неизменно возвращался назад в строй. В начале сентября 1944 года летчика-аса в принудительном порядке отправили на учебу. В тот момент исход войны всем уже был ясен и прославленных советских асов старались беречь, в приказном порядке отправляя в Военно-Воздушную академию. Таким образом, война неожиданно закончилась и для нашего героя.

Николая Гулаева называли ярчайшим представителем «романтической школы» ведения воздушного боя. Зачастую летчик отваживался на совершение «нерациональных действий», которые шокировали немецких летчиков, но помогали ему одерживать победы. Даже среди других далеко неординарных советских летчиков-истребителей фигура Николая Гулаева выделялась своей колоритностью. Только такой человек, обладающий беспримерной отвагой, сумел бы провести 10 сверхрезультативных воздушных боев, записав две своих победы на успешный таран самолетов противника.

Скромность Гулаева на людях и в своей самооценке диссонировала с его исключительно агрессивной и настойчивой манерой ведения воздушного боя, а открытость и честность он с мальчишеской непосредственностью сумел пронести через всю свою жизнь, сохранив до конца жизни и некоторые юношеские предрассудки, что не помешало ему дослужиться до звания генерал-полковника авиации. Прославленный летчик скончался 27 сентября 1985 года в Москве.

Поющая эскадрилья

Как отметил военный историк Юрий Кнутов, полк Василия Зайцева отличился не только в воздушных сражениях, но и в области художественной самодеятельности. Существует версия, что именно история одной из эскадрилий 5-го гвардейского истребительного авиаполка натолкнула Леонида Быкова на идею снять знаменитый фильм «В бой идут одни старики».

«В одной из эскадрилий полка существовала такая самодеятельность, которая помогала снять стресс, установить узы боевого товарищества. Такие вещи помогают решать многие психологические проблемы, учат понимать друг друга с полуслова», — подчеркнул эксперт.

Также по теме


«Кошмар для нацистов»: какую роль в истории сыграл дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов

105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. По словам экспертов, он был одним из самых результативных…

По словам Андрея Горбунова, самодеятельность существовала во многих частях Красной армии, но так вышло, что подчинённые Зайцева прославились больше других.

«Музыка стала для лётчиков 5-го гвардейского разрядкой. После кровопролитных тяжёлых боёв, изнурительных перегрузок они брали в руки инструменты и играли музыкальные произведения. Таким образом они хотя бы на время забывали ужасы войны и горечь утрат, возвращаясь в нормальное русло жизни», — отметил сотрудник Музея Победы.

Как рассказал Николай Бодрихин, хотя за всю войну Зайцев ни разу не был сбит врагом в небе, на земле его почему-то преследовали несчастные случаи. Однажды во время войны он травмировался, упав с коня, а затем, осенью 1945 года, в чехословацком городе Брно прославленный лётчик попал в автокатастрофу. Травмы оказались очень серьёзными и тяжело поддавались лечению. Зайцев был списан с лётной службы, а в 1946 году в звании гвардии полковника отправлен в отставку.

После завершения службы Василий Зайцев возглавлял Коломенский аэроклуб, а также некоторое время был директором Коломенского шиноремонтного завода. Умер Василий Зайцев в возрасте 50 лет — 19 мая 1961 года.

  • Памятник Василию Зайцеву

«Зайцева высоко ценили однополчане. Список его побед был огромен. Он учил подчинённых беречь товарищей и хорошо знать врага. Он проявил себя одновременно и как великий лётчик, и как отличный организатор. Его боевая работа была бесподобна, он всегда умел удивить необычным ходом и неприятеля, и сослуживцев», — подытожил Николай Бодрихин.

Гюнтер Ралль (Gunther Rall)

В составе 52-й эскадре истребителей, где служили Хартман и Баркхорн, также проходил службу и третий в рейтинге пилот-ас Гюнтер Ралль. Он летал на «Миссершмитте», с личным номером 13. Совершив 621 боевой вылет, Гюнтер смог уничтожить 275 самолетов противника, большинство на советском направлении и только три на Западном фронте. Его самолет был восемь раз сбит, а сам летчик трижды был ранен.

На военную службу Ралль поступил в 1936 году, причем изначально он поступил в пехотный полк, однако вскоре перевёлся в Люфтваффе. Участие в войне принимал с начала французской кампании, и уже в мае 1940 года сбил первый истребитель «Кёртис -36», спустя пару дней на его счету уже было два самолета. В начале лета 1941 году получает перевод на Восточный фронт, и в ноябре 1941 года, имея уже 35 результативных вылетов на своем счету, был тяжело ранен. Для восстановления от ранения понадобилось девять месяцев, выйдя из госпиталя, Ралль получил рыцарский крест, за 65 сбитых самолетов, а спустя два месяца к нему добавились и Дубовые листья из рук фюрера, за 100 побед.

Через год, летом 1943 года Гюнтер становится командиром третьей группы, и в конце лета получает Мечи к своему Рыцарскому кресту за 200 уничтоженных самолетов. Весной на счету Гюнтера было уже 273 сбитых самолета. В апреле он был назначен командиром второй группы в ПВО Третьего Рейха, будучи на этой должности Гюнтер сбивает еще два самолета, а в середине мая 1944 года во время отражения первого массового налета американских истребителей на нефтепромышленный комплекс Рейха, Ралль сбил свой последний самолет. Во время этого боя пилот – ас получает тяжелой ранение, в результате которого ему было запрещено летать, поэтому он переходит на должность начальника школы лётчиков-истребителей.

После капитуляции Германии некоторое время Гюнтеру пришлось поработать в промышленности, а позже он поступает на службу в авиацию ФРГ. Будучи на службе в ВВС он принимал участие в разработке истребителей Ф-104. Военная карьера Гюнтера Ралля окончилась в 1975 году на должности члена военного комитета НАТО. Ралль единственный пилот-ас Германии, переживший 20 век, и умер в 2009 году.

Иван Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полёт. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолётостроения. Полученные во время учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром. После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолётов неприятеля.

Вальтер Новотны (Walter Nowotny)

Замыкает пятёрку немецких летчиков — асов Вальтер Новотны. Его личный рекорд — 258 сбитых самолетов, для этого ему понадобилось 442 боевых вылета, 255 самолетов были сбиты на Восточном фронте. Его летная карьера началась на двухмоторном бомбардировщик, позже он получил в управление четырёхмоторный, и последние три самолета сбил на реактивном истребители Ме.262. Он первый лётчик за всю историю авиации сбивший 250 самолетов противника. В его личной копилке Рыцарский крест с Мечами, Дубовыми листьями и Бриллиантами.

Происходил Вальтер из семьи служащего, в 1939 году вступил добровольцем в ряды люфтваффе, изначально он хотел быть простым пилотом, но его рекомендовали к обучению на истребителя. За 1939 -1941 дослужился до звания майора и занимал пост командира одной из частей истребительной авиации. Первые вылеты Вальтера проходили безрезультатно, за что он даже получил шутливое прозвище «Квакс», однако личный счет он открыл сразу тремя самолетами, однако был сбит и сам, произошло это в июле 1941 года.

Однако уже через год на его счету было пятьдесят сбитых самолет, а в середине 1943 их количество перевалило за сотню. Свою последнюю сотню сбитых самолетов Новотны произвел всего немногим больше семидесяти дней, и к октябрю 1944 он установил рекорд в 250 уничтоженных самолетов. Последний вылет Новатны состоялся в ноябре 1944. В этот день он получил приказ на перехват двух бомбардировщиков Соединённых Штатов. До конца не ясно, что произошло в небе, так он сбил два самолета противника и передал, что его самолет тоже горит, связь оборвалась, и самолет упал недалеко от г. Брамше.

Герои Великой Отечественной Войны (1941-1945):

  • Пятьдесят фактов: подвиги советских солдат во время Великой Отечественной войны — Закон и долг
  • 5 мифов о начале войны от военного историка Алексея Исаева — Фома
  • поБеда или Победа: как мы воевали — Сергей Федосов
  • РККА глазами Вермахта: противоборство духа — Евразийский Союз Молодёжи
  • Отто Скорцени: «Почему мы не взяли Москву?» — Олесь Бузина
  • В первом воздушном бою – ничего не трогай. Как обучали стрелков самолетов и как они воевали — Максим Крупинов
  • Диверсанты из сельской школы — Владимир Тихомиров
  • Осетин-пастух уничтожил в 23 года 108 немцев за один бой — Сont
  • Безумный вояка Джек Черчилль — Википедия
  • Лучшие советские лётчики-асы Великой Отечественной войны — Аргументы и факты
  • Подвиг экипажа танка Т-28 в Минске — Дмитрий Малько
  • Подвиг Ивана Лысенко: один против 15 танков — Я русский
  • Три танка — одним снарядом. Несколько случаев удивительного везения во время Великой Отечественной Войны — Виталий Карюков
  • Как Чапаев бил фашистов — Военное дело
  • Как побег из плена на самолете летчика Девятаева изменил ход войны — Сергей Тихонов
  • «Товарищ сержант» (Военные мемуары — их автор Герой Советского Союза Сергей Степанович Мацапура прошел Великую Отечественную войну с первого ее дня и до последнего в сержантском звании — Военная литература
  • Эшелоны «с того света»: как военно-санитарные поезда обманывали смерть — Олег Горюнов
  • Как трое казаков порубили немецкую автоколонну — Герои страны
  • Письмо из 1941-го (подвиг экипажа танка БТ-7) — Иван Колосов
  • Подвиг экипажа танка КВ-1. Один танк против боевой немецкой группы Раус — Военно-исторический журнал
  • Некиношный Рембо. Подвиг красноармейца Дмитрия Овчаренко — Вячеслав Бондаренко
  • Как повар Иван Середа топором фашистский танк зарубил — Герои страны
  • Как Коля Сиротинин остановил танковую дивизию Гудериана — Вадим Табаков, Виктор Малишевский
  • «Но на врага вдруг ринулись собаки…» — Андрей Кулиш
  • Подвиг 33-х богатырей: поединок против 70 немецких танков — МОУ СОШ №36
  • Оборона Аджимушкая в 1942 году — Михаил Берсенев
  • Долгий гудок у острова Белуха о подвиге команды ледокольного парохода «Александр Сибиряков») — Владимир Рощупкин
  • История «Дунькиного» полка — Елена Гордеева
  • Настоящий Сталинград (Сталинград на фотографиях советских, немецких и американских репортеров) — Историческая правда
  • Семь мифов о Сталинграде — Николай Стариков
  • Сталинградская операция и Супер-Сталинград — Николай Стариков
  • Как пленили Паулюса: свидетельства очевидцев о последних днях великой битвы — Людмила Овчинникова
  • Мифы ленинградской блокады — Дмитрий Коменденко
  • Сталь против стали (воспоминания участников Курской битвы) — Историческая правда
  • Не узнала я бабьего счастья, и во всем виновата война — Татьянин день
  • Георгий Жуков: из инспекторов в командующие — Максим Кустов
  • Последний бой узников 20-го блока — Военное обозрение

Воздушный учитель

«Зайцев воспитал эскадрильи умелых и смелых истребителей. Молодёжь учится у молодого по возрасту, но опытного истребителя немецких самолётов», — так писала о советском асе газета «Комсомольская правда» в августе 1942 года.

По словам Андрея Горбунова, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк стал одним из самых результативных в СССР по количеству сбитых вражеских самолётов.

  • Василий Зайцев

«Зайцев был выдающимся командиром и воспитателем, именно под его командованием из молодых, необстрелянных лётчиков выросли мастера воздушного боя», — подчеркнул эксперт.

«Полк полноценно включился в войну и блестяще себя проявил, был примером для других подразделений», — подчеркнул эксперт.

По словам заслуженного военного лётчика России, генерал-майора Владимира Попова, Зайцев остро ощущал ответственность за коллектив, болел душой за своих подчинённых и старался, чтобы его полк никогда не «ударил в грязь лицом».

  • Лётчики 5-го гвардейского истребительного авиационного полка. Слева направо: Ю.М. Беркаль, В.В. Ефремов, Г.Д. Онуфриенко, Б. Афанасьев, Н.Е. Романов, Г.А. Инякин, И. Бикмухамедов, В.П. Рулин

Командование настолько высоко ценило Зайцева, что его опыт начали транслировать в масштабах всей страны. В сентябре 1942 года в газете «Красная Звезда» вышел материал Зайцева, в котором лётчик делился своим боевым опытом и давал советы молодым пилотам.

«Перед атакой взвесь обстановку и, если нет возможности удобно подойти к врагу, лучше немного выждать. Пройдёт несколько минут, и противник вдруг совершит такой разворот, что подставит своё уязвимое место, либо облако удобное подвернётся, откуда будет легче незаметно сблизиться с противником. Когда атакуешь, не забывай самого главного — веди только прицельный огонь и только с коротких дистанций», — просто и доходчиво объяснял Зайцев азы воздушного боя молодым коллегам на страницах «Красной Звезды», дополняя в дальнейшем теорию примерами из своих конкретных боёв.

По словам историков, Зайцев лично принял участие во многих крупных воздушных сражениях. 24 августа 1943 года он во второй раз стал Героем Советского Союза. Осенью того же года при перелёте на УТ-2 Зайцев был атакован двумя нацистскими истребителями. Советский ас смог уклониться от попаданий, но при посадке самолёт перевернулся, лётчик получил тяжёлые травмы и на несколько месяцев попал в госпиталь.

Василий Зайцев участвовал в освобождении от нацистов УССР и стран Восточной Европы. В 1944 году он был назначен заместителем командира 11-й гвардейской истребительной авиадивизии, а в 1945 году — 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса.

  • Самолёт-истребитель ЛаГГ-3 (1940 год) советских авиационных конструкторов Семёна Алексеевича Лавочкина (1900—1960), Владимира Петровича Горбунова и Михаила Ивановича Гудкова
  • РИА Новости

«В последнее время некоторые исследователи уменьшают количество побед Зайцева, но, по моим данным, у него было 427 боевых вылетов и 163 воздушных боя. Он сбил лично 34 и в составе группы 19 самолётов противника», — рассказал RT Николай Бодрихин.

При этом, по словам эксперта, в годы войны Зайцев летал на нескольких типах самолётов, дольше всего — на Ла-5.