15 советских плакатов с интересными дизайнерскими приёмами

Плакаты 20-30-х годов

Это были очень бурные годы: в начале этого периода Красная армия вела войну с белым сопротивлением и Польшей, в конце 20-х к власти приходит Сталин, начинается индустриализация, происходят кардинальные изменения в обществе.

Плакат с призывом к борьбе против врагов большевизма.

«Клином красным бей белых» — призыв бороться с белым движением. Плакат был нарисован художником Лазарем Лисицким – одним из основателей супрематизма.

Надпись призывает записываться добровольцем на войну с Польшей

Реклама, которая сообщает о скидках на одежду с 21 февраля.

Советская власть стремилась уровнять в правах всех своих граждан. Плакаты призывают женщин бросать «кухонное рабство» и осваивать новые профессии.

До революции уровень грамотности в России был очень низким. Придя к власти, коммунисты тратили не мало усилий на образование народа. На плакате неграмотный человек сравнивается со слепым, которого всюду ждут несчастья.

В начале 20-го века Партия еще вынашивала планы мировой революции, и готовила к ней свой народ. Плакаты говорят, что «весь мир будет наш»!

Примерно с середины 20-х появляется культ личности Сталина. Пока что ему посвящают не так много плакатов, и он не всегда является главным действующим лицом изображения.

Надпись на плакат прославляет Красную армию. Это одна из первых работ, в которой фотография совмещается с живописью.

Один из первых плакатов с изображением лично Сталина. Его называют «капитаном, который ведет страну от одной победы к другой»

Прикольные плакаты СССР

Многие плакаты могут сегодня показаться достаточно забавными или как это сегодня говорится «прикольными». Они являются такими же агитационными и просветительскими, однако могли быть выполнены с юмором. Смешные фразы и образы уходили в народ. Фразы в которых есть умная мысль, посыл, но при этом в которых есть юмор, запоминались людьми ещё лучше, так как их можно было позаимствовать для своего лексикона.

Далее вы можете увидеть собрание плакатов СССР по разным тематикам. Конечно же, здесь представлены не все, и даже не 1%, так как за время существования искусства плакатов их было создано тысячи.

Советские плакаты про работу и труд

Особое место в искусстве плакатов уделялось трудовой жизни. Советский Союз всячески воспитывал в людях правильное отношение к труду. Вся власть — рабочим, все возможности — рабочим, весь мир принадлежит тем, кто трудится.

Советские плакаты про работу наглядно показывали успех рабочего человека и пагубность лени, вызывали осуждение тунеядства. Как правило такие плакаты были очень яркими по своим образам. Образы рабочего и тунеядца представлялись характерными, контрастными. Такие изображения имели определённую силу, и в этом есть настоящее искусство. Далеко не каждый художник сможет создать произведение, способное пробудить в человеке искренние чувства, эмоции, и стать для него мотивирующим.

Яркие цвета

Ещё одна фишка плакатов СССР — сочные цветовые оттенки, которые сразу приковывают взгляд. В рекламной графике часто использовали сочетания дополнительных цветов по кругу Иттена: они максимально контрастные. Например, это жёлтый с фиолетовым и оранжевый с голубым. Несмотря на то что в следующем примере использованы приглушённые оттенки цветов, плакат всё равно смотрится очень ярким — за счёт контраста дополнительных цветов.


Цвета хорошо дополняют друг друга. Неизвестный художник, 1928 год

Наряду с приглушёнными оттенками в плакатах использовали и открытые цвета — чистые, яркие, без примесей. Обычно это были первичные цвета по кругу Иттена: красный, жёлтый и синий. Особенно они характерны для рекламы.


Эти цвета несут позитивное настроение. А. Миллер, 1938 год

Но излюбленный цвет в СССР — это, конечно, красный. Он яркий сам по себе, а в сочетании с чёрным смотрится ещё более броским. Красный цвет — неотъемлемая часть агитационных плакатов. Это активный цвет, который, по мнению современных маркетологов, повышает слюноотделение и учащает сердечный ритм. Именно плакаты в красной гамме призывали народ к боевой готовности и усердной работе:


Выглядит убедительно. Неизвестный художник, 1931 год

Сталинская эпоха

Главные темы плакатов сталинской эпохи – прославление лидера страны, индустриализация, развитие сельского хозяйства и агитация во время Второй мировой войны.

«О каждом из нас Сталин заботиться в Кремле»

Сталина называют символом «дружбы народов» — одного из главных идеологических принципов Советского союза, согласно которому должен быть сформирован единый «советский народ», пренебрегая национальной и религиозной идентичностью.

«Любимый Сталин – счастье народа»

В 30-е годы полным ходом идет индустриализация страны и развитие сельского хозяйства. Конечно, эти события не были упущены советскими плакатистами.

«Строительство социализма»

Плакат призывает женщин, работающих на заводах повышать свою квалификацию и овладевать новым оборудованием

Призыв закончить пятилетний план развития страны за четыре года.

С началом правления Сталина страна развивается «Пятилетками». Принимается план развития страны на этот срок, после его завершения принимался следующий план и так далее. Такая практика просуществовала вплоть до 1991 года.

Еще один плакат, призывающий форсировать выполнение пятилетнего плана.

Кстати, подобные слоганы были заимствованы Джорджем Оруэллом для его романа-антиутопии «1984». С помощью формулы 2+2=5 он наглядно демонстрировал политику «двоемыслия», которая господствовала в тоталитарном обществе.

Крестьянам предписывается увеличивать количество посевов и активней использовать в сельском хозяйстве современную технику.

А тут речь идет уже об уборке урожая.

В 1941 году Германия нападает на СССР. Все работы советских плакатистов отныне посвящены борьбе с врагом.

Плакат демонстрирует «превращение» немецких солдат

«Свет в окне – помощь врагу»! Во время войны действовали правила светомаскировки, по ночам во всех домах и на транспорте отключали свет, чтобы противнику было сложнее определять цели для бомбардировок.

Для поднятия боевого духа солдат было решено использовать образы выдающихся полководцев прошлого.

«Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет». На заднем плане изображен Александр Невский – русский князь и полководец, во время сражения с немецкими рыцарями.

Хоть плакат и приписывает это выражение полководцу, на самом деле оно было придумано для фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятого в 1938 году.

На заднем плане изображен Михаил Кутузов – главнокомандующий русскими войсками в войне с Наполеоном.

Внизу плаката цитата из речи Сталина во время военного парада в ноябре 1941 года, которая призывает вдохновляться мужеством великих предков.

Разногласия между странами-союзницами появятся только после войны. Сейчас же плакаты отражают совместную борьбу Англии, СССР и США с Германией.

«Так будет с фашистским зверем»

«С Новым годом, ребята!»

Шрифтовая композиция

Ещё одна интересная особенность советской графики — оригинальные шрифтовые композиции. Буквы на плакатах зачастую располагались не на последовательных строках, а в художественном беспорядке: вертикально, наискосок, имитируя предметы или геометрические фигуры.

На этом плакате текст визуально нескучный, но легко читается за счёт контрастных светлых букв на белом фоне и диагональной линии, которая ведёт нас от конца одной надписи к началу другой.


Композиция нестандартная, но понятная. В. Изенберг, 1924 год

Вот ещё один пример необычной композиции с текстом. Нарисованный слон и слово «был», вписанное в круг, образуют знак вопроса.


В этот плакат хочется всматриваться. А. Родченко, 1920-е годы

В следующем примере название продукта короткое, ёмкое, написано простым шрифтом — поэтому оно без проблем читается по диагонали и образует тело смешного человечка.

Запоминающиеся иллюстрации

Простые и чуть грубоватые рисунки идеально подходили для советского плакатного искусства: они позволяли выразить месседж, не перегружая картинку деталями. Во многом советские агитационные плакаты убедительные и запоминающиеся благодаря своим иллюстрациям. Негативных персонажей зачастую рисовали карикатурно — эти яркие образы невозможно игнорировать.


Так, по мнению художников, выглядит типичный алкоголик. И. Янг, А. Черномордик, 1929 год

Чтобы привлекать внимание к персонажам, на плакатах использовали однотонные заливки: часть изображения просто закрашивали каким-нибудь цветом. На этом плакате однотонная синяя одежда и головные уборы на иллюстрации помогают привлечь внимание к главному:. Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий

И. Янг, А. Черномордик, 1930 год


Главное — глумливые лица и растерянный молодой рабочий. И. Янг, А. Черномордик, 1930 год

Позитивные герои изображались розовощёкими, улыбчивыми, освещёнными солнцем. Конечно, на многих советских плакатах были скучные однотипные положительные герои — чем-то напоминающие улыбающихся человечков с современных стоковых фото. Но также выпускали и более привлекательные картинки.

Времена Брежнева

Брежневские времена в русской историографии принято называть «застоем». После шока Карибского кризиса стороны поняли всю опасность возможной войны, и милитаристская риторика поутихла. Подскочили цены на нефть, которую СССР успешно продавал. Приток денег в страну позволили обменять материальные блага на лояльность народа, за инакомыслие наказывали только тех, кто целенаправленно выступал против советского строя

Как следствие, с плакатов пропадает пропаганда коммунизма, и почти всё внимание уделяется социальным проблемам, повышению качества труда и энтузиазма рабочих

«Как работал, так и заработал»

«Качество – залог прогресса!», «Повышай личную ответсвенность!»

«Не лги никогда»

«Один ребенок – хорошо, два – лучше!»

«Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре»

В Советском союзе проживало много т.н. «малых народов». Эти люди не хотели покидать места проживания своих предков, и вели традиционный для их культуры образ жизни. Власти всячески призывали их вливаться в советское общество, используя, в том числе, и плакаты.

Во времена Брежнева довольно популярной становится тема Космоса. К тому же, на этот период выпадает и знаменитая программа «Союз — Аполлон», в ходе которой произошла первая стыковка советского и американского кораблей на орбите земли.

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» – Юрий Гагарин.

“Orbiting Earth in the spaceship, I saw how beautiful our planet is. People, let us preserve and increase this beauty, not destroy it!” — Yuri Gagarin.

На плакате советские космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев и Павел Попович сравниваются с героями русского эпоса.

Плакат посвящённый полёту Союз – Аполлон, который также известен, как «рукопожатие в космосе».

Советские плакаты про алкоголь и пьянство

Просветительские в той же мере относятся к антиалкогольным или плакатам про пьянство. Однако этот раздел можно отнести к отдельному разряду.

В СССР и сегодня идёт борьба с такой пагубной привычкой, как пьянство. Алкоголь разрушает человека, его семью, делает человека неспособным к эффективному труду, плодотворной жизни. В плакатах тех времён данная проблема отражена весьма ярко. Каждый плакат — яркое указание на то, что пьющий человек для общества становится неприятным, тормозящим прогресс и даже лишним.

Особый расцвет антиалкогольных плакатов приходится на времена, когда был введён Сухой закон. Тогда борьба с алкоголизмом была на высоком уровне. Это было отражено и в плакатах, которые буквально кричали о том, что спиртное погубит любого, кто к нему притронется, что необходимо иметь трезвый ум, чтобы стать настоящим героем Светского Союза.

Перестройка

Перестройка – один из самых неоднозначных периодов в советской истории. Генеральный секретарь Михаил Горбачев пытается выстроить новую политику в отношениях между руководством страны и народом – Гласность (Glasnost — publicity). Это слово, наравне с Перестройкой (Perestroika) войдет в историческую науку и политологию. В последние годы своего существования СССР испытывал тяжелые экономические проблемы. Как следствие, в стране расцветает коррупция, больших масштабов достигает теневая экономика, с которой власти борются в том числе посредством плакатов.

На плакате в боевом порядке стоят люди, олицетворяющие главные, по мнению авторов, проблемы, которые мешают успешной реализации политики Перестройки: бюрократизм, некомпетентность, взяточничество, волюнтаризм и т.д.

На плакате приводится выдержка из уголовного кодекса СССР, сообщающая о суровом наказании за воровство государственного имущества, и статистика хищений, количество которых возросло на 84% по сравнению с предыдущем годом.

Плакат с призывом наказать тех, кто зарабатывает нечестным путем.

Считается, что период Перестройки является закатом плакатного искусства в СССР. Специалисты отмечают, что падает их художественная ценность, да и влияние на людей, которым уже надоела пропаганда и агитация уже не столь сильно. Но в это время плакатной живописью активно начинают заниматься независимые художники-постмодернисты, которые работают в направление соц-арт, и эксплуатируют советские пропагандистские клише. Но это уже другая история.

Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить вторую часть статьи, которая будет посвящена теме безопасности труда!

Леттеринг

Рисованные буквы — фишка советских плакатов. Леттеринг — это создание уникальных надписей от руки для конкретного проекта: сейчас он популярен в рекламе, анонсах и логотипах. Рисование надписей — непростое искусство, ведь нужно не только сделать буквы визуально интересными, но и сохранить их основные пропорции, чтобы не возникало проблем с чтением. Советские художники делали это мастерски.

Вот креативный плакат, чем-то напоминающий современные мемы. Но здесь важную роль играют надписи: они будто летят и растворяются в космическом пространстве.


Смотрится очень необычно. А. Иогансон, 1959 год

Очень популярным был леттеринг, стилизованный под рукописный почерк. Он, как и почерк, бывает разным. Например, буквы в следующем плакате нарисованы нарочито небрежно: в отличие от рубленых шрифтов, такое написание — попытка доверительного общения с народом.


Это не призыв, не реклама, а мягкое наставление. Б. Решетников, 1956 год

Леттеринг оживлял советские надписи: с помощью уникального написания можно придавать буквам разные форму и наклон.