Легенда танца: история успеха станислава попова

Искусство прикосновения

Конечно, и в моей практике были случаи, когда студенты влюблялись в своих преподавателей танца. Но это не массовое явление. Хотя бы просто потому, что преподавателей на всех не хватит… Ну и надо понимать, что сама эта профессия предполагает определенный флирт. Надо произвести впечатление, создать хорошее настроение. К тому же танец — это эротическое действие. Два человека соприкасаются, двигаются вместе, чувствуют определенную гармонию своих движений…Чаще всего преподаватель и студенты испытывают симпатию друг к другу, учителя уважают, ему доверяют, но романы «на танцполе» возникают не всегда.

Между прочим, в Америке часто перед началом урока танцев и по его окончании принято «to give a Hug» студентке, т.е. обняться. Я думаю, у нас тоже так будет. Это очень по-дружески, нежно, но без какого-либо личного интимного приближения…А у англичан есть даже такая формула: Teaching is touching, т.е. «преподавание – это прикосновение». И это правильно. Ведь как иначе понять, какие группы мышц должны работать? Какие мышцы должны расслабляться, а какие, наоборот, сокращаться? Научить этому можно только путем прикосновения. Но это должно быть деликатно, ненавязчиво, без вторжения во внутреннее духовное пространство человека. А вообще задача преподавателя – не столько научить технике определенных движений, сколько создать у студента ощущение радости от занятий, от движения под музыку, чтобы он почувствовал, как его тело красиво и гармонично.

Никогда не поздно начать

Очень часто люди, никогда не занимавшиеся танцами в детстве, вдруг решают начать танцевать уже в зрелом возрасте. Конечно, цели у всех могут быть разные: желание улучшить свою форму, знакомство и проч. Но очень часто случается так, что человек, придя на занятия, к примеру, чтобы сбросить несколько килограммов, потом начинает танцевать… только ради самих танцев! Человек видит других танцующих людей, как они красиво двигаются – и это его просто «заражает»! Кстати, часто полные люди бывают очень легкими в движениях. Например, недавно вышел фильм, посвященный знаменитому американскому преподавателю Пьеру Дюлейну (Pierre Dulaine). Так вот он в Бруклине или в Квинсе, точно не помню, но в одном из проблемных районов Америки организовал бальные классы и начал заниматься с подростками. Это абсолютно реальная история. В фильме несколько ребят были очень полными, но они замечательно двигались. А в начале этого года в Буэнос-Айресе прошел чемпионат мира по бальным танцам, когда профессионалы выступали со своими студентами. Что-то вроде нашей программы «Танцы со звездами». Одна дама-студентка была достаточно крупногабаритная, но когда она попала в финал, так народ просто неистовствовал от восторга! Она и ее преподаватель стали героями вечера. Они танцевали ча-ча-ча, румбу, самбу, европейскую программу. И это было действительно красиво! Согласитесь, что когда люди по телевизору смотрят на моделей, они обычно понимают, что до их пропорций им далеко. Ведь в жизни гораздо больше людей, которые далеки от этих параметров. И когда они видят, как полный человек вышел на сцену, что он танцует и он счастлив, то у них появляется вдохновение.

Вообще каждый человек комплексует. Для многих людей переступить порог танцевального зала – все равно что преодолеть барьер внутри себя. Но сделать это никогда не поздно.

Звездный путь

В 1981-м году танцевальная пара сменила статус – из любителей они перешли в профессионалы, началась их настоящая карьера, полная ярких состязаний и многообещающих турниров. Совсем скоро Поповы превратились в настоящую легенду мира танцев как в своей родной стране, так и за её пределами. Танцоров приглашали выступать на самые престижные кубки мира и нередко они становились их лауреатами – выигрывали в Чехословакии, Болгарии, Венгрии. Их имена гремели на телевидении и радио, были известны в каждом доме.


Так сложилось, что успешные в карьере и последующей преподавательской деятельности, через какое-то время Станислав и Людмила решили расстаться. Станислав Попов продолжил свою деятельность в качестве наставника и преподавателя для многих молодых дарований, а после начал активно заниматься организацией спортивных мероприятий по бальным и спортивным танцам в России.

История развития спортивных бальных танцев в России

В XX веке бальные европейские танцы стали привычным и доступным развлечением для всех слоев общества. С другой стороны, некоторые народные танцы прошли свою часть пути, завоевав широкую популярность, в том числе как один из видов искусства. Африканская и латиноамериканская танцевальная культура получила признание в престижных салонах и кругах общества.

В Россию танцевальная культура проникала постепенно. Активное развитие бальные танцы получили только в 80-х годах XX века. Сначала личные приглашения получали только профессионалы напрямую от организаторов турниров. Советские танцевальные пары стали участвовать в международных турнирах наравне с зарубежными и стали побеждать на чемпионатах Европы и мира по программам стандарта, латины и по 10 танцам.

После 1989 года не только профессионалы, но и любители получили возможность попасть на турниры международного уровня. В России начала формироваться клубная система, существующая сегодня. Аналогично организованы танцевальные клубы в некоторых странах ЕС — в Германии, Италии, Франции.

Всесоюзный совет по бальным танцам под руководством Л. Попова, Ч. Норвайша и С. Попова был создан в 1982 году. Одновременно была зарегистрирована Московская городская секция педагогов бального танца. В 1988 году была учреждена АПИУБТ — Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца, а также Ассоциация бального танца. На основе этих организаций позже были сформированы Федерация танцевального спорта РФ (ФТСР) и Русский танцевальный союз (РТС). РТС на законных основаниях вошел в международную профессиональную организацию WD&DSC. ФТСР стал членом международной любительской организации IDSF.

В 1988 году впервые на территории Советского Союза был проведен Всесоюзный конкурс по программам стандарт и латиноамериканские танцы, немного позже — I Московский международный турнир. В 1990 году прошел II Московский международный турнир. Эти соревнования стали началом активного включения российских танцоров в международное танцевальное движение.

С начала XXI века бальные танцы переходят в спортивное русло. Формируется система турниров, закрепляются возрастные категории танцоров, организуются крупные соревнования уровня Russian Open и Кубок «Спартака». Российские танцоры получают признание на международном уровне. Танцевальный спорт претендует на включение в Олимпийские Игры. Спортивные танцы входят в программу World Games.

В России проходят чемпионаты Европы по европейской и латиноамериканской программам бальных танцев. В 2003 году Станислав Попов, президент РТС, становится вице-президентом WD&DSC. В настоящий момент проводятся любительские чемпионаты под эгидой WDSF, а также профессиональные под началом Всемирного танцевального совета.

Танцевальная карьера

Начинать заниматься бальными танцами в 15 лет, рассчитывая на отличные результаты, – смелое решение. Но Станислав Попов уже преуспел в пятиборье, включающем в себя конкур, плавание, бег, стрельбу и фехтование. Спортивная физическая подготовка и пластика, которой удалось достичь, занимаясь плаванием и фехтованием, быстро помогли парню добиться таких результатов, как у танцоров с многолетним опытом. Помогло Станиславу и желание преуспеть, догнать ровесников и стать лучшим.

Людмила Бородина и Станислав Попов

Первая постоянная партнерша по бальным танцам появилась у Станислава Попова, когда юноше исполнилось 18 лет. Тогда, в 1967-ом, брат познакомил Станислава с Анной Кушнаревой. Первым педагогом Попова стал Бруно Белоусов, руководитель студии Дома культуры «Химик». Примечательно, что в это время появились турниры, в которых присуждались призовые места. Стимул совершенствоваться был замечательный.

В начале 60-х годов советские танцовщики черпали информацию о технике бальных танцев из английского журнала Ballroom Dancing Times, издания «Письма Алекса Мура» — члена и экзаменатора Имперского общества учителей танцев. Воссоздавали танцевальные па и костюмы по фото из газеты Dance News.

Пара Станислав и Людмила Поповы сложилась в 1968 году. Впрочем, сначала пара называлась несколько иначе: Станислав Попов и Людмила Бородина. Через 6 лет, в 1974-ом, когда молодые люди поженились, начались выступления под одной фамилией.

Людмила Бородина и Станислав Попов

Из любительского танца в профессиональный Станислав и Людмила перешли в 1981 году. На тот момент танцору исполнилось 34 года. В 80-ых бальный дуэт Поповых превратился в легенду. Первый же танцевальный фестиваль в Дрездене ознаменовался успехом советской пары.

Благодаря Людмиле и Станиславу СССР долгое время был «впереди планеты всей» в сфере бальных танцев. Поповы в общей сложности приняли участие в более чем сотне турниров. Наиболее успешными оказались турниры в Прибалтике: «Янтарная пара» в Каунасе, «Рижская осень», «Таллинская регата» и «Таллинская весна», «Вильнюс». Потом дуэт начал завоевывать призовые места в дальнем зарубежье: ГДР, Финляндии, Австрии, Болгарии.

Показательным примером популярности бального дуэта Поповых можно назвать случай с приглашением пары на лондонский танцевальный чемпионат мира. В СССР на тот момент существовало негласное правило: в западную страну нельзя выезжать чаще, чем раз в полгода. Станислав и Людмила прекрасно выступили на фестивале Европы в Англии. Танцовщиков сразу же пригласили на фестиваль мира в Лондоне. Для того чтобы принять решение по этой паре, на заседание собрался международный отдел ЦК КПСС. Решили отпустить.

Станислав Попов

Но в Лондоне Поповы опять заняли призовое место и их снова пригласили на крупнейший Блэкпульский фестиваль, который был настоящим событием в танцевальном мире.

Все участники прибывали в Блэкпул за счет собственной страны: участие в этом конкурсе считалось вершиной признания мастерства танцоров, соответственно повышало престиж страны-участницы. Для советской пары учредители фестиваля сделали беспрецедентное исключение: решили оплатить расходы по пребыванию, включая дорогу и командировочные. Но представители власти проявили чрезвычайную «бдительность»: пару не выпустили из Союза. Поповы на 3 года стали невыездными.

Последнее совместное выступление Станислава и Людмилы Поповых состоялось в Токио в 1988 году. На фестивале «All World Stars Champions» с дуэтом устроили специальную церемонию прощания. Спустя несколько месяцев с поклонниками в родной стране пара попрощалась на I Международном конкурсе бальных танцев, который состоялся в Москве.

Станислав Попов в молодости

В 1991 году Станислав и Людмила Поповы получили приглашение на работу в США. Станислав Григорьевич Попов 5 лет преподавал бальные танцы в Сиэтле. Танцору была выдана специальная грин-карта. До 1995 года Попов в качестве наставника побывал в Голландии, Гонконге и Германии.

Домой Станислав возвратился в одиночестве. Людмила Попова осталась жить и работать в США.

Слово об аргентинском танго

Танцуя всю жизнь «классическую» и «латиноамериканскую» конкурсные программы, я столкнулся с аргентинским танго лишь однажды – когда, будучи в Германии, на очередном танцевальном турнире, я для интереса взял несколько уроков. Мои ощущения? – В аргентинском танго концентрация той энергии, которая находится между партнерами и пытается вырваться наружу, настолько высока, что это нельзя сравнить не только с европейским танго, но и ни с каким другим танцем. Европейское танго более адаптировано к исполнению всеми народами, а аргентинское — это пламя, страсть. Это филигранная техника аргентинского танца, где в тесном контакте происходит разговор не просто тел и ног, а души и сердца. Жаль, что аргентинское танго пришло в Россию только недавно, и сейчас у меня уже нет возможности изучить этот танец. Просто нет времени…

Классификации танцоров (по уровню подготовки и возрасту)

Заниматься танцами могут танцоры любого возраста. В связи с этим разработаны и используются две системы квалификации — по уровню подготовки и по возрасту. По возрастам различают следующие группы:

  • дети 1 (до 9 лет) и дети 2 (от 10 до 11);
  • юниоры 1 (12-13 лет) и юниоры 2 (14-15);
  • молодежь 1 (16-18) и молодежь 2 (19-20);
  • взрослые (19+);
  • сеньоры 1 (от 30-35), сеньоры 2 (40-45), сеньоры 3 (50-55), гранд сеньоры (60-65).

Интересно, что второй партнёр в категории может быть моложе чем установленная нижняя граница группы, но не более 2х лет для детских групп, 4х лет для юниоров и молодежи и 5ти лет для взрослых и сеньоров.

В классах сеньоры учитывается возраст младшего партнера (не должен быть моложе 30 лет) и старшего (не моложе 35 лет).

Классификация по уровню подготовки разделяется на уровни:

  • Н — начинающие, как правило, выходящие на свой первый конкурс. Танцы — медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв.
  • Е — стартовый класс для тех, кто уже освоил базовые шаги. В танцевальную программу добавляют танцы венский вальс и самба. При наборе 16-26 очков можно претендовать на переход в следующий класс.
  • D – спортивный класс, требует наличия твердых навыков, хорошей осанки, чувства ритма, умения работы ногами и руками. Добавляются танцы танго и румба. При наборе 24 очков в общей программе или 16 очков по Lt или St можно перейти в следующий класс.
  • C — вершина для начинающих спортсменов. Полный набор танцев по двум программам (плюс пасадобль и медленный фокстрот). Можно вставлять в программу не только базовые фигуры. Допустимо украшение костюма партнерши.
  • B — допустимо выбирать только одну программу для дальнейшего развития и соревнований. Разрешены поддержки и сложные позы.
  • A — профессионалы. Минимум ограничений, максимум умений, самовыражения и оригинальности.
  • S — особый класс, который присваивается только по результатам национального Первенства на заседании Президиума национальной федерации.
  • M — международный. На этом уровне искусство танцоров выходит за границы стран и классификаций.

Переход из одного класса в другой происходит по результатам соревнований благодаря набору квалификационных баллов. Баллы рассчитываются исходя из уровня соревнований, количества участников и занятого в зачете места. Ограничения классов по сложности движений нарушать нельзя.

Манерность? Нет, манера!

За свою танцевальную жизнь я повидал много сильных пар. Но до сих пор меня поражает способность отдельных танцоров раствориться в музыке и друг в друге во время танца. И дело тут не только в хорошей технике. Но часто даже у опытных танцоров остается много лишнего, наносного, желание скопировать манеру танца у ведущих пар мира. Но это же видно сразу! Копия есть, а индивидуальности нет. Помню, когда я учился в ГИТИСе, у нас преподавал искусство балетмейстера заведующий кафедрой хореографии, лауреат всех возможных премий, народный артист СССР, легендарный Ростислав Захаров. Никогда не забуду его слов о том, что «есть манера, а есть манерность». Это совсем разные вещи!

Станислав Попов сейчас

В 2017 году в стране отмечался юбилей бального танца в России – ровно 60 лет назад прошел первый конкурсный турнир в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов. Поэтому в апреле 2017 года в Кремле в честь этого события состоялся чемпионат Европы по латиноамериканским танцам среди профессионалов. Организатором турнира стал заслуженный деятель искусств России, президент РТС, Станислав Попов.

Глава Российского танцевального союза Станислав Попов

На конкурсную площадку помимо гостей мероприятия, вышли российские звезды бального танца – Никита Бровко и Ольга Урумова, Кирилл Белоруков и Полина Телешова, Валентин Воронов и Алина Имрекова, Павел Трошичев и Ольга Заливалова.

В конце вечера зрители выступления под звуки музыкального коллектива Георгия Мушеева «7 ветров» и группы Семена Мильштейна «Дэнс-ленд» получили возможность выйти на паркет и попробовать себя в танце.

В августе состоялось еще одно торжество – на этот раз по случаю 70-летнего юбилея Станислава Попова.

Станислав Попов

Несмотря на возраст, руководитель РТС проводит фестиваль за фестивалем, регулярно готовит дебютантов для Венского бала. В октябре при поддержке Станислава Попова в Кремле состоялся Чемпионат мира по европейским танцам среди профессионалов.

Для участия в конкурсе, который начался 28 октября, прибыли два дуэта из США – Арунас Бижокас и Екатерина Демидова, Виктор Фанг и Анастасия Муравьева, призеры первого и второго места. Порадовали зрителей также британцы Андреа и Сара Гиджиарелли и итальянцы Валерио Колантони и Моника Нигро. Не обошлось на чемпионате и без российских танцовщиков – Александра Жираткова и Ирины Новожиловой, Станислава Зелянина и Ирины Черепановой, Сергея Сутырина и Натальи Сажиной.

Президент Российского танцевального союза Станислав Попов

На весну 2018 года запланировано проведение Кубка мира, еще через год при участии РТС будет организован чемпионат Европы по латиноамериканским танцам.

А помнишь как всё начиналось

Станислав Попов родился в 1947-м году, в Москве. С самых младых лет Станислав тяготел к спорту – в возрасте семнадцати лет стал Чемпионом Москвы по пятиборью. Но еще до этого, старший брат Станислава Виктор привел братишку в секцию бальных танцев, где оба моментально влюбились в стройность движений и слаженность па.
В 1968-м году в танцевальной среде Станислав встретил девушку, которая сыграет огромную роль в его жизни. Людмила Бородина была на пару лет младше своего партнера по танцам, но это не помешало ей понять – этот танцор обладает особенным талантом.

Так сложилась одна из сильнейших бальных пар, выступавших за СССР. А уже весной 1974-го года Станислав и Людмила поженились.

Биография

Родился 4 августа 1947 года в Москве. Отец — Попов Григорий Петрович. Мать — Попова Софья Владиславовна.

Образование

Учился в экспериментальной школе № 315 Академии педагогических наук.

В 1972 году окончил Московский энергетический институт по специальности «промышленная электроника», а в 1985 году — ГИТИС по специальности «балетмейстер».

Танцевальная карьера

Станислав занимался спортом, был призером чемпионата Москвы по современному троеборью 1964—1965 годов. Мастер спорта по современному пятиборью.

В 1962 году старший брат Станислава — Виктор, который уже занимался бальными танцами, привел его в школу танцев в Сокольниках.

В октябре 1968 года возникла танцевальная пара Станислав Попов и Людмила Бородина (родилась 22 марта 1951 года). Весной 1974 года они стали супругами. В 1981 году пара перешла из любителей в профессионалы.

Танцевальный дуэт Поповых стал легендой бального танца СССР. Завершив свою конкурсную карьеру, они продолжили педагогическую и организационную деятельность вплоть до 1991 года.

В 1991 году Поповы, зарекомендовавшие себя как профессиональный тренерский дуэт, получили официальное приглашение для работы в США. В Россию Станислав вернулся один, Людмила осталась там.

На протяжении всей своей активной танцевальной карьеры с 1971 по 1991 годы — Станислав и Людмила вели также активную педагогическую работу в своей танцевальной студии в ДК имени Горького. В 1980—1981 годах Станислав был тренером команды танцоров СССР.

В 1990-е и 2000-е годы работал комментатором телетрансляций по спортивным танцам на каналах НТВ, ТВ-6, ТВС и «НТВ-Плюс». С 2006 по 2011 год и в 2016 году — председатель жюри в шоу «Танцы со звёздами» на канале «Россия-1». В сентябре 2007 года комментировал прямую трансляцию танцевального конкурса «Евровидение-2007» на канале «Россия» в паре с Анастасией Заворотнюк. Является ведущим ряда чемпионатов и турниров по спортивным танцам.

Достижения

  • В 1975 году Станислав и Людмила стали победителями II Всесоюзного конкурса бальных танцев.
  • В 1976 году они заняли 3-е место в программе латиноамериканских танцев на чемпионате социалистических стран, проходившем в Брно (Чехословакия). Это было первое участие советских пар в подобном чемпионате.
  • В чемпионате социалистических стран 1978 года в Венгрии они также стали бронзовыми призерами в программе латиноамериканских и европейских танцев.
  • В 1979 году на чемпионате социалистических стран в Москве Поповы заняли 1-е место в латиноамериканских танцах и 2-е место в европейских танцах.
  • В 1980 году они заняли первое место в латиноамериканских танцах и первое по 10 танцам на чемпионате соцстран в Болгарии.
  • В 1981 году начали выступления на профессиональных турнирах.
  • В 1983 году заняли 7-е место на Чемпионате Европы среди профессионалов по латиноамериканским танцам в Саутхэмптоне (Великобритания) и 14-е место на чемпионате мира по европейским танцам в Лондоне
  • В 1985 и 1986 годах финалисты Кубков мира по 10 танцам в Мюнхене (Германия)
  • В 1988 году успешно завершили турнирную карьеру на Чемпионате мировых звезд в Токио (All Stars World Championship)

Личная жизнь

Первая жена — Людмила Бородина (в замужестве — Попова, поженились в 1974 году). Дочь Ксения. Людмила Попова с дочерью живёт и работает в США.

Вторая жена — Ирина Остроумова. Сын Никита (род. 1997).

Как подготовиться к соревнованиям

Основа подготовки к соревнованиям — изучение техники танца, отработка композиции, наработка взаимодействия в паре. Однако, необходимо также учесть несколько моментов. К турниру необходимо подготовить обувь, костюм, прическу. Танцевать в тренировочных туфлях можно, но стертая и растоптанная обувь станет минусом.

Костюм должен быть подобран с учетом ограничений по классу танцоров. Перед соревнованиями его необходимо примерить и испытать на паркете. Проверьте, насколько удобно двигаться, не сползают ли бретельки у партнерши, не выбивается ли рубашка у партнера. Прическу также протестируйте заранее.

На конкурс приезжайте заранее. Учтите время на регистрацию, переодевание, репетицию. Партнеру необходимо получить на стойке регистрации номер и закрепить его на спине (на рубашке, жилете или фраке). Партнерше нужно время на макияж и прическу.

Обязательно выйдите на паркет и посмотрите, как ваша композиция вписывается в отведенное пространство. Проверьте качество паркета. Если туфли слишком сильно скользят, обновите подошву специальной металлической щеткой или просто намочите. Пройдите по всему залу, запомните, откуда вы будете лучше видны судьям.

Выходя на паркет во время захода, сразу «включайтесь» — улыбайтесь, держите осанку, работайте со зрителями. Судьи должны оценивать танцоров после того, как зазвучала музыка. Но они замечают яркие пары сразу, когда они появляются на паркете. Не упустите возможность произвести впечатление. Будьте вежливы с другими участниками захода.

А отточить своё мастерство и подготовиться к соревнованиям поможет танцевальный клуб «La Boca». Наши педагоги — мастера мирового уровня, они смогут поставить эффектный танец и отточить все движения. Также наши хореографы помогут подготовиться к турнирам эмоционально, чтобы нервы не помешали отлично выступить и повысить свой рейтинг танцора. Записывайтесь на пробное занятия на сайте или по телефону.

Проведение турниров по бальным танцам

Танцы признали одним из видов спорта совсем недавно. Соответственно, типы турниров были выработаны в ходе становления танцевальных школ в России с учетом устоявшейся мировой практики: появились классификационные и рейтинговые соревнования. Форма организации турнира зависит от того, какая организация его устраивает.

Наиболее престижными считаются турниры МФСТ — Московской федерации спортивного танца. В них участвуют члены Московской областной танцевальной лиги и региональных клубов. Эти турниры являются квалификационными. На них традиционно собирается самое большое количество участников.

Количество заходов рассчитывают из количества зарегистрировавшихся участников. В один заход принято ставить не более 8 пар. Каждый заход танцует один танец. До финала доходят 7-8 пар. Именно между ними распределяют призовые места. Баллы в книжку танцора получают все пары, вышедшие в финал.

Рейтинговые соревнования являются открытыми и проводятся совместно для танцоров разных классов с разделением по возрастным группам.

«Танцы со звездами»

Мне кажется, секрет успеха этого проекта в том, что каждый человек хочет танцевать, пусть даже иногда люди боятся себе в этом признаться. Ведь танец – это не что иное, как организация своего тела во времени и пространстве. Танец – это ритм, а вся наша жизнь в той или иной степени подчинена ритму. А еще движение очень хорошо воздействует на человека, на его физическую и духовную сферу. Так что я уверен, что танец – это естественное состояние для человека. Любой из нас в той или иной степени — танцор.

А насчет «Танцев со звездами»… Допустим, кто-то хочет заняться танцами, но пока не решается. И вот он видит на экране знакомых героев, которые, начиная практически с нуля (на подготовку к первому выступлению дается всего 6 недель), достигают потом заметных результатов. Что подумает этот человек? — Конечно, что и он сможет так же!

…Если бы я вдруг оказался на месте новичка, впервые выходящего на паркет, я бы предпочел танцевать румбу или страстное танго. Но в программе «Танцы со звездами» танец не выбирают, а получают задание от редакции – за неделю до следующей программы. Например, продюсеры решают, что половина пар будет танцевать танго, а половина – фокстрот… А дальше сюжет уже придумывают тренер и «студент».

Достижения

  • Судья международного класса
  • Академик Международной академии творчества
  • Вице-президент Азиатского танцевального совета (ADC) и вице-президент Азиатско-Тихоокеанского танцевального совета (APDC)
  • 2000, 2002 — Почётная грамота мэра Москвы
  • 2007- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
  • 2010 — Памятная медаль от Президента РФ «30-летие проведения Олимпийских Игр в Москве»
  • 2011- Почётная грамота Президента Российской Федерации
  • 2014 — Памятная медаль от Президента РФ «За участие в проведении Зимних Олимпийских Игр в Сочи»
  • 2016- Заслуженный работник культуры и искусства Тюменской области
  • 2018 — Высшая награда Министерства культуры РФ » За вклад в развитие российской культуры»
  • 2018 — Высшая награда Национального Олимпийского комитета РФ «За вклад в развитие Олимпийского движения»
  • Награда Британской танцевальной федерации BDF
  • Британская танцевальная и театральная премия «Carl Alan Awards»
  • Станислав Попов ввел в программу Венского бала русский «Галоп» и авторскую «Полночную кадриль»
  • Соавтор изобретения «Способ физической реабилитации больных ишемической болезнью сердца после хирургического лечения с помощью бальных танцев». Метод успешно применяется в Центральной клинической больнице Управления делами Президента России

Токио, 1988 год

Это был последний танцевальный турнир. Мне был 41 год, моя первая супруга и партнерша Людмила Бородина находилась на 5-м месяце беременности… Накануне этой поездки мы для себя решили, что настало время закончить профессиональную танцевальную карьеру и начать преподавать. Конечно, мы и до этого много преподавали, так что переход произошел постепенно и сам собой. А тот турнир был потрясающим. Выступали лучшие пары мира, играли три оркестра…Это был красивый момент для завершения одного – и очень продолжительного – жизненного этапа. Мне кажется, каждый профессиональный танцор должен чувствовать, когда настало время закончить танцевальную карьеру. Танцы жестоки. Конечно, официально возраст танцора никто не ограничивает. В профессиональных танцах человек, достигший 35 лет, автоматически переводится в категорию сеньоров, а там может танцевать как угодно долго. На этот счет вспоминаю диалог с балетмейстером Игорем Моисеевым. Его спросили: «Можно ли танцевать до 40 лет?» — «Можно» — «А до 50?» — «Можно» — «А до 60?» — «Танцевать-то можно, смотреть нельзя». И я согласен с этим. Но, опять же, здесь речь идет о танцорах-профессионалах, поскольку в конкурсной программе разница в возрасте как внутри самой пары, так и среди танцующих пар очень заметна. А как любитель танцевать можно сколько угодно, ведь танцы сами по себе дарят ощущение радости, а значит, продлевают жизнь.

Судейство и подсчет очков

Турниры по спортивным бальным танцам включают несколько предварительных туров и финал. Количество этапов зависит от числа зарегистрировавшихся пар. На паркет одновременно выпускают от 6 до 8 пар. Заходов может быть несколько, но к финалу пары отсеиваются и остается один заход. Для судейства используется английская система «Скейтинг».

В каждом танце отбираются сильнейшие пары. Выбывают те, кто остается с наименьшим количеством баллов. Судьи или арбитры следят за соревнованиями, находясь на краю паркета. Обычно их бывает 4-5, среди которых присутствует главный судья, которых разрешает спорные моменты. Значимость оценок всех судей, включая главного, одинакова.

Каждый судья получает таблицу с перечнем всех участников. Во время захода он отмечает только те пары, которым удалось произвести положительное впечатление. Все отметки суммируются. В финал выходят те пары, которые получили наибольшее число отметок за все танцы и все туры.

В финале оставшиеся пары судьи распределяют по местам. После завершения всех заходов суммируются оценки каждой пары. Наименьшее число соответствует первому месту, наибольшее — последнему. Призы и медали получают первые три финалиста, рейтинговые баллы и грамоты — все пары, вошедшие в финал.

Программы спортивных бальных танцев

Танцевальный спорт сегодня представлен программой спортивных бальных танцев, в которую входят не более 10 различных танцев. Латиноамериканская программа (Latin) включает в себя:

  • ча-ча-ча;
  • румба;
  • самба;
  • джайв;
  • пасадобль.

Начинающие танцоры исполняют только три танца. С ростом квалификации количество танцев на конкурсе увеличивается. Последним в программу включают пасадобль, как наиболее ритмически сложный танец. Самба и пасадобль исполняются с продвижением по линии танца. Остальные можно исполнять, оставаясь на одном участке паркета. Партнер выступает в паре белый верх/черный низ, на партнерше — короткое платье. Допустимость украшений (перья, стразы, блестки) зависит от класса танцоров.

Европейская программа (Standard или Ballroom) представлена следующими направлениями:

  • медленный вальс;
  • квикстеп;
  • венский вальс;
  • медленный фокстрот;
  • танго.

Начинающие пары исполняют медленный вальс, квикстеп и танго. Партнеры одеты во фрак, белую рубашку с галстуком-бабочкой и танцевальные черные брюки. Допустим жилет или смокинг. Партнерши одеты в длинное бальное платье. Начинающие пары выступают в самых простых костюмах, украшения допустимы только для старших классов. Для Н-класса (новички) допустимо одно универсальное платье для стандарта и латины, но это не приветствуется.

Детство и юность

Станислав Григорьевич Попов родился в интеллигентной московской семье, получил образование в столичной школе при Академии педагогических наук. Он с раннего детства был подвижным и спортивным парнем. Танцевать ему нравилось с юных лет, но сначала свободное время мальчик отдавал спорту. В 17 лет Попов достиг результатов по троеборью, став призером Московского чемпионата, но на этом не остановился и вскоре уже стал мастером спорта по пятиборью.

Станислав Попов в 2019 году

С бальными танцами Станислав Попов познакомился в 15 лет. В школу танцев, которая находилась в Сокольниках, мальчика привел старший брат Виктор. Стас был очарован пластикой танцующих пар, гордым величием и необыкновенной нежностью танца, классической музыкой, атмосферой зала. Молодой человек влюбился в увиденное и с этого момента начал посещать занятия.

Мысль связать дальнейшую жизнь с этим видом искусства пришла к Станиславу Попову гораздо позже. В 1972 году молодой человек стал студентом столичного энергетического вуза, выбрав серьезную и престижную специальность «промышленная электроника». Вскоре парень понял, что дальнейшая биография сложится счастливо тогда, когда он будет заниматься любимым делом — бальными танцами.

Неугасимый энтузиазм

Благодаря собственному энтузиазму и любви к профессии, за последние несколько десятков лет Попову удалось превратить не слишком активную индустрию в процветающую: основав и возглавив Российский танцевальный союз, он стал выступать в роли организатора таких, известных во всем мире мероприятий, как Кубок Кремля, Чемпионат Европы по латиноамериканским танцам, Чемпионаты Москвы и так далее. Попов является постановщиком и продюсером шоу звезд бального танца «Звездный бал», проходящего в Кремле, председателем жюри передачи «Танцы со звездами».
Широкая публика всегда питала к Станиславу Попову особенную слабость – быть может дело в его образе, всегда элегантном, уверенном и утонченном? Так или иначе, танцора и балетмейстера с большим удовольствием лицезреют на большом экране – он принимал участие в таких, всеми любимых кинофильмах, как «Шла собака по роялю» и «Женатый холостяк».


   
Правительство нашей страны также с большим почтением относится к Попову. Он не раз был представлен к самым почетным наградам, таким как медаль «За труды и Отечество», Почетная грамота мэра Москвы, Почетная грамота Президента Российской Федерации, звание заслуженного деятеля искусств России. Ценят деятельность Станислава Попова и за рубежом – совсем недавно он получил самую почетную «танцевальную награду» Carl Alan Awards «За Всемирный вклад в развитие танцев». До этого приз не разу не доставался представителям России и Восточной Европы. Танцуйте и будьте счастливы! – именно это свое высказывание Станислав Попов сделал рефреном Российского танцевального союза. И похоже, что глава этой общественной организации с большим удовольствием следует собственному совету на протяжении всей жизни.