Исполнение тулупа в фигурном катании

Тулуп

Самым легким прыжком в фигурном катании считается тулуп. Это если судить по его базовой стоимости. На наш взгляд — это самый странный прыжок.

Сейчас объясним, почему так считаем. Перед самым прыжком спортсмен едет спиной вперёд на правой ноге и делает замах левой (в четверном этот замах очень хорошо виден, на тройном почти незаметен), после этого фигурист ставит левую ногу на зубец и резко проводит вперёд правую, тем самым переводит вес тела на левую ногу, а потом в воздухе должен закрутиться на правой ноге, то есть опять перенести вес тела, теперь уже с левой на правую. В этом двойном переводе веса тела мы и видим его «странность» и некую сложность.

Как отличить тулуп от других прыжков? Если вы видите, что спортсмен скользит вперёд лицом на левой ноге, быстро поворачивается и при этом меняет ногу и сразу за сменой ноги делает замах левой и принимает примерно такую позу, как на картинке, значит сейчас вы будете свидетелем исполнения тулупа. В данном случае, четверного тулупа (4T) Александры Трусовой

Техника прыжка

Тулуп относится к простейшим элементам при изучении спортивной дисциплины. К практике приступают после знакомства с сальховом. Как делать тулуп на коньках фигуристы изучают с начала обучения спортивной дисциплине. Учиться выполнению начинают с прямого захода. Предшественником элемента служит вальсовая тройка, тройка вперед-внутрь. Прыжок чаще совершают с правой ноги, с внешнего ребра опоры. Фигурист отталкивается зубцом свободной ноги. Во время взлета спортсмен делает обороты, приземляется в исходное положение внешнее ребро опорной ноги. Техника исполнения позволяет сделать элемент вторым прыжком каскада.

Как различать прыжки

Зная технику исполнения, можно понять, чем же отличаются прыжки в фигурном катании.

Аксель — единственный прыжковый элемент, который совершается с движения вперед и его легко отличить от других.

Во время флипа и сальхова происходит смена ноги. Сначала спортсмен едет на левой ноге, затем приземляется на правую.

При исполнении сальхова нет толчка ото льда коньком, выпрыгивание совершается благодаря сильному маху ногой. Поэтому можно заметить, что к прыжку фигурист готовится иначе. К тому же, если сальхов исполняется женщиной, из-за маха ногой у неё задирается юбка.

При выполнении лутца фигурист приседает на левой ноге, а при выполнении риттбергера левая нога идет вперед-накрест. Также используются разные заходы. На флип используется заход с тройки или моухока, лутц делается с подсечки назад. По длине разбега, по тому, как фигурист проводит подготовку, можно понять, какой прыжок ему предстоит выполнить.

Совсем недавно, в 2010 году на Олимпиаде в Ванкувере получить золотую медаль можно было без исполнения четверных прыжков. Сейчас высокая конкуренция среди спортсменов вынуждает их включать в свою программу по три и даже по четыре прыжка в 4 оборота. Вполне возможно, что высокий уровень технической подготовки позволит фигуристам в недалеком будущем исполнить пока непокоренный пятерной прыжок.

Зубцовые прыжки

Тулуп

Для профессионального спортсмена — это самый простой элемент. Название прыжка не имеет отношения к одежде и образуется от слов toe loop, что с английского переводится как «Петля на носке». Элемент попал в обязательную программу благодаря Брюсу Мэйпсу — американскому спортсмену.

Заход на тулуп достаточно короткий. Спортсмен после скольжения отталкивается, меняет свое положение на 180 градусов и уже на другой ноге продолжает двигаться назад. По завершению подскока фигурист оказывается на льду на ребре конька. Элемент признан одним из самых простых за счет смены ног.

Как отличить прыжок тулуп от других в фигурном катании:

толчок всегда с правой ноги.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 10,3;
  • III — 4,1;
  • II — 1,3;
  • I — 0,4.

Флип

Это следующий по сложности реализации после тулупа элемент. Он получил свое название от английского слова lip, что в переводе означает «щелчок». В момент исполнения флипа действительно слышится необычный звук.

Подскок стартует с отхода назад, после чего левый конек фиксируется на ребре и происходит отталкивание. Затем спортсмен ускоряется и вместе с тем начинает вращение. Прыжок заканчивается приземлением на лед правого конька. Далее левая нога и рука перемещается за корпус.

Как отличить флип от других элементов:

  • старт исключительно с левого конька на манер лутца;
  • перед флипом фигурист скользит спиной вперед.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 12,3;
  • III — 5,3;
  • II — 1,8;
  • I — 0,5.

Лутц

Это сложный зубцовый подскок, получивший свое название в честь спортсмена Алоиза Лутца из Австрии. Элемент достаточно зрелищный, эффектный и имеет привычное для фигурного катания определение: одинарный, двойной и т.д. Четвертной прыжок покорился американскому спортсмену Брендону Мрозу в 2011 году.

Старт происходит с наружного ребра левого конька подачей тела назад и далее по дуговой траектории без последующей смены ног. Фигурист отталкивается правым коньком, раскручивает корпус и расправляет руки, после чего касается правой ногой льда. Траектория движения спортсмена чем-то похожи на литеру S.

Иногда фигуристы совершают промах, переходя на внутреннее ребро в момент выполнения элемента. В этом случае подскок становится похожим на флип. Подобные ошибки на спортивном сленге называют «флутц».

Как отличить прыжок лутц в фигурном катании:

  • старт с левого конька наружного ребра;
  • подскок выполняется по продолжительной дуге лицом назад;
  • траектория вращения спортсмена против часовой стрелки.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 13,6;
  • III — 6,0;
  • II — 2,1;
  • I — 0,6.

Лутц

Самый дорогой прыжок (аксель в расчет не берем). Лутц тоже является зубцовым прыжком, ближайший “родственник” флиппа. Только лутц, в отличии от флиппа, исполняется с наружного ребра. Запутались? Типа: “Как же так, прыжок зубцовый, а делать надо с наружного ребра?!”. Дело в том, что отталкивание происходит с зубца правой ноги, а левая нога должна сделать мах и оторваться ото льда с наружного ребра.

Как же его узнать. Чаще всего фигурист делает подготовку к прыжку, скользя на скрещенных ногах спиной вперед и когда морально подготовиться, оттягивает или замахивается правой ногой, после чего резко ставит правую ногу зубцом на лед, а левую ногу отрывает ото льда коротким махом. Давайте же посмотрим на тройной лутц (3Lz) в исполнении Софьи Самодуровой

Лутц

И флипп, и лутц фигуристы любят делать, что называется «под бортом», то есть тянут подготовительные дуги до последнего и прыгают очень близко с бортом. Хотя и другие прыжки тоже так нередко исполняются.

Помимо сольного исполнения прыжков, в программах можно, а зачастую и нужно, показать каскад прыжков — это зависит от разряда и вида программы. Об этом чуть ниже.

О прыжке тулуп

Взлет в воздух после отталкивания от ледяной поверхности это простая и обязательная часть выступления фигуристов. Тулуп это прыжок начального уровня сложности, элемент фигурного катания. Новички осваивают и делают его на старте спортивной карьеры. Впервые сделал прыжок Брюс Мэйпсом. Событие произошло в 1920 году, после тренировок появился двойной тулуп в фигурном катании. На современных Олимпийских играх спортсмены включают в программу тройной тулуп. Новатором выступил спортсмен Литц, он выполнил прыжок с тремя оборотами на чемпионате мира в 1964 году. Дополнительный оборот научились делать спустя 19 лет. Первым четверной прыжок исполнял россиянин Александр Фадеев, судьи не зачли элемент, в выполнении заметили ошибку. Идеальный результат был достигнут в 1991 году, выполнить сложный трюк смог Алексей Урманов. Россиянин этим отличился среди всех участников турнира.

Фигуристкам элемент не удалось довести до совершенства. Попытку правильно прыгнуть предпринимала француженка Скурия Бонали. Она потерпела неудачу на соревнованиях в 1991, помешали «недокрутки». Японская шестнадцатилетняя спортсменка Микко Андо собиралась включить элемент в программу катания на Олимпийских играх в Сочи 2014. В результате до 2018 года четверной тулуп не могла выполнить ни одна фигуристка. На чемпионате в Софии юниор из России Александра Трусова впервые исполнила элемент без помарок. Техничное выступление тринадцатилетнего ребенка стало историческим событием в мире фигурного катания, был поставлен неофициальный мировой рекорд. Судьи оценили технику исполнения чемпионки в 92,35 балла. Спортсменка с четырех лет встала на ролики, коньки стали логичным продолжением.

История

Норвежский фигурист Аксель Паулсен , создатель прыжка Аксель

По словам историка фигурного катания Джеймса Р. Хайнса, прыжки в фигурном катании появились «относительно недавно». Прыжки рассматривались как «акробатические трюки, а не как часть искусства фигуриста» и «не имели места» в практике катания на коньках в Англии в 19 веке, хотя фигуристы экспериментировали с прыжками со льда в течение последних 25 лет 1800-х годов. . Прыжки или прыжки без вращения выполнялись из соображений безопасности, чтобы избежать препятствий, таких как шляпы, бочки и бревна на естественном льду. В 1881 году Spuren Auf Dem Eise («Следы на льду»), «монументальное издание, описывающее состояние фигурного катания в Вене», кратко упомянула прыжки, описывая три прыжка на двух страницах. Прыжки на коньках были частью спортивной части произвольной программы и считались неуместными для фигуристок.

Хайнс заявил, что произвольные движения, такие как спирали , раскиданные орлы , вращения и прыжки, изначально были индивидуальными обязательными фигурами , а иногда и специальными фигурами . Например, норвежский фигурист Аксель Паулсен , которого Хайнс назвал «прогрессивным», выполнил первый прыжок на соревнованиях, аксель , названный его именем, на первых международных соревнованиях в 1882 году как особая фигура. Прыжки также были связаны с их соответствующей фигурой; например, петлевой прыжок . Другие прыжки, такие как аксель и сальхов , были названы в честь изобретателей конькобежцев. Только в начале двадцатого века, намного позже создания организованных соревнований по конькобежному спорту, были изобретены прыжки с потенциалом завершения с несколькими оборотами и когда прыжки были официально классифицированы. Эти прыжки стали элементами атлетической произвольной программы, но они не принесли больше очков, чем прыжки без революции и полупрыжки. В 20-х годах прошлого века австрийские фигуристы стали выполнять первые двойные прыжки на практике и оттачивать вращения в акселе. Фигуристы экспериментировали с прыжками, и к концу периода сложился современный репертуар прыжков.

До 1930-х годов прыжки не играли важной роли в произвольных программах на международных соревнованиях. Атлетизм в спорте увеличился между мировыми войнами, особенно среди женщин, таких как норвежская чемпионка мира и олимпийская чемпионка Соня Хени , популяризировавшая короткие юбки, которые позволяли фигуристкам маневрировать и выполнять прыжки

Когда международные соревнования были прерваны Второй мировой войной, двойные прыжки мужчин и женщин стали обычным явлением, и все прыжки, кроме акселя, стали удваиваться. По словам писательницы Эллин Кестнбаум, «развитие техники вращения, необходимой для акселей и двойных прыжков, продолжалось», особенно в Соединенных Штатах и ​​Чехословакии. По словам Хайнса, послевоенные фигуристы «довели границы прыжков до крайностей, которые фигуристы 1930-х годов не считали возможными». Например, чемпион мира Феликс Каспер из Австрии был хорошо известен своими спортивными прыжками, которые были самыми длинными и высокими в истории фигурного катания. Хайнс сообщил, что его аксель имел высоту четыре фута и 25 футов от взлета до посадки. И мужчины, и женщины, в том числе фигуристки из Великобритании, удваивали сальхов и петли в своих соревновательных программах.

В послевоенный период американский фигурист Дик Баттон , который «намеренно пытался привнести в мужское катание больше атлетизма», выполнил первый двойной аксель на соревнованиях в 1948 году и первый тройной прыжок, тройную петлю, в 1952 году. В 1950-х и начале 1960-х годов, особенно тройной сальхов, стали более обычными для фигуристов-мужчин, а фигуристки, особенно в Северной Америке, включали полный репертуар прыжков с двумя оборотами. К концу 1960-х — началу 1970-х годов мужчины обычно выполняли тройной сальхов, а женщины — на соревнованиях — двойные аксели. Мужчины также будут включать более сложные многооборотные прыжки, такие как тройные сальто , лутцы и петли; женщины включали тройной сальхов и петли для пальцев . В 1980-х годах мужчины должны были выполнить четыре или пять сложных тройных прыжков, а женщины должны были выполнять более легкие тройные прыжки, такие как петлевой прыжок. К 1990-м годам, после того как обязательные фигуры были удалены из соревнований, многооборотные прыжки стали более важными в фигурном катании. По словам Кестнбаум, прыжки, такие как тройной лутц, стали более важными во время соревнований по фигурному катанию среди женщин.

Пропавшие коньки

После этапа Гран-при в Японии участвовавшие в нём российские фигуристы столкнулись с трудностями. После перелёта из Токио в Москву они остались без багажа с коньками и костюмами — авиакомпания Japan Airlines не смогла их доставить вовремя. Тренировочный процесс на этой неделе у спортсменов оказался под угрозой срыва.

Особенно не повезло фигуристам, которые скоро должны выступать в финале Гран-при. Некоторым из них нужно выйти на старт уже 5 декабря. В Japan Airlines пообещали к 27 ноября вернуть все пропавшие вещи. Александр Галлямов, выступающий в паре с Анастасией Мишиной, рассказал, что не в первый раз сталкивается с подобной ситуацией.

«Мы приехали только 25 ноября вечером. Багаж с коньками обещали привезти 27-го числа. 26-го дали выходной, чтобы восстановиться от тренировок, а завтра уже выходим на работу. На подготовку к финалу Гран-при остаётся неделя, и пока рано говорить про какие-то сложности. Похожая ситуация была после юниорского чемпионата мира, когда багаж не приехал из Загреба, но уже через два дня его доставили к дому. Если что, у нас есть старые коньки, и нам не придётся тратить больше времени на раскатку», — рассказал Галлямов Sport24.

Условные обозначения ошибок на прыжках в фигурном катании

Технический специалист (это именно он определяет, какой прыжок был исполнен и какие ошибки были допущены) засчитывает не все технические ошибки подряд, а только те, которые искажают саму суть прыжка. Чаще всего они малозаметны и нужен «намётанный» глаз, чтобы их увидеть.

Например, если спортсмен забыл прижать руки в группировку — это ошибка, но если при этом прыжок был докручен (то есть в воздухе фигурист скрутил ровно 360° или кратное этому числу, то судья поставит чисто исполненный прыжок, а вот если наоборот — спортсмен вроде всё сделал правильно, но при этом скрутил на полоборота меньше, чем положено, то прыжок будет отмечен специальным знаком. Вот про эти знаки и ошибки которые ими обозначают мы сейчас и поговорим.

q —

Кью

от английского quarter — четверть. Это обозначение недокрута прыжка ровно в четверть оборота. Базовая стоимость при такой ошибке остается неизменной, но судьи обязательно снизят за это GOE. Знак введен с сезона 2020-2021. Для более тонкого определения недокрутов, где часто проскальзывает субъективизм арбитров.

< —

Галка

. Долго искали, но так и не смогли найти английское название. Добрый человек подсказал — carrot — морковь по английски. Чем-то этот значек напоминает полезный корнеплод. Галка ставится, если спортсмен провращался в воздухе на 90° — 180 ° меньше, чем положено, т.е. «недокрутил». Стоимость прыжка за такую ошибку не сильно, но снижают.

<< —

Две галки

. Такой значок ставят напротив прыжка, если спортсмен недокрутил более 180°. Стоимость прыжка становится, как если бы прыгнул на один оборот меньше.

e —

Неправильное ребро

. Это о чём мы упоминали, разговаривая про лутц и флип. Этот знак ставится, когда фигурист отталкивается от льда с неправильного ребра. Правильные ребра: на лутце — наружное, на флипе — внутреннее. Самое смешное — есть такие «талантливые» фигуристы, которые умудряются оба прыжка исполнять с неверного ребра. На базовую стоимость влияет ровно на то же количество баллов, что и «одна галка».

! —

Восклицательный знак

. Этот знак так же ставится только у флипа и лутца в случае, если технический специалист посчитал, что отрыв происходит с «нечеткого ребра». На базовую стоимость прыжка эта ошибка не влияет, но судьи обязательно её учтут при выставлении GOE.

COMBO —

Не выполнен обязательный каскад в короткой программе

. Этот знак после прыжка, например: 3Lz+COMBO, говорит о том, что спортсмен должен был исполнить каскад прыжков, но, по какой-то причине (чаще всего падение), не смог. На оценку не влияет, но оставляет плохое впечатление у судейской бригады.

  REP —

Повтор

. От английского слова «repeat». Обозначает ошибку, похожую на COMBO, но в произвольной программе. По правилам, в произвольной программе фигурного катания один и тот же прыжок второй раз можно исполнить только в составе каскада или комбинации. Если по каким то причинам спортсмен оба раза прыгнул прыжок сольно, то ко второй попытке добавляют этот знак и базовую стоимость уменьшают на 30%.

Аксель

Из всех шести прыжков в фигурном катании один стоит особняком — это аксель. Он единственный прыжок, который содержит неполное количество оборотов. 1A — это прыжок в полтора оборота, 2A — содержит два с половиной оборота, ну и так далее, логика, надо полагать, понятна. А всё из-за того, что аксель прыгается лицом вперёд.

Это и является его отличительной чертой. Если вы видите, что фигурист едет лицом вперёд на левой ноге примерно в такой позе, которая продемонстрирована на фотографии, значит сейчас будет исполнен аксель.

Скажем по секрету, редко кто из специалистов считает обороты, обычно ориентируются на скорость вращения фигуриста в воздухе, тем самым понимая, сколько оборот было исполнено. Это конечно же приходит с практикой, но ничего сложного в этом нет — каждый способен научиться определять какой прыжок и на сколько оборотов был сделан.

О прыжке тулуп

Взлет в воздух после отталкивания от ледяной поверхности — это простая и обязательная часть выступления фигуристов. Тулуп — это прыжок начального уровня сложности, элемент фигурного катания. Новички осваивают и делают его на старте спортивной карьеры. Впервые сделал прыжок Брюс Мэйпсом. Событие произошло в 1920 году, после тренировок появился двойной тулуп в фигурном катании. На современных Олимпийских играх спортсмены включают в программу тройной тулуп. Новатором выступил спортсмен Литц, он выполнил прыжок с тремя оборотами на чемпионате мира в 1964 году. Дополнительный оборот научились делать спустя 19 лет. Первым четверной прыжок исполнял россиянин Александр Фадеев, судьи не зачли элемент, в выполнении заметили ошибку. Идеальный результат был достигнут в 1991 году, выполнить сложный трюк смог Алексей Урманов. Россиянин этим отличился среди всех участников турнира.

Фигуристкам элемент не удалось довести до совершенства. Попытку правильно прыгнуть предпринимала француженка Скурия Бонали. Она потерпела неудачу на соревнованиях в 1991, помешали «недокрутки». Японская шестнадцатилетняя спортсменка Микко Андо собиралась включить элемент в программу катания на Олимпийских играх в Сочи 2014. В результате до 2018 года четверной тулуп не могла выполнить ни одна фигуристка. На чемпионате в Софии юниор из России — Александра Трусова впервые исполнила элемент без помарок. Техничное выступление тринадцатилетнего ребенка стало историческим событием в мире фигурного катания, был поставлен неофициальный мировой рекорд. Судьи оценили технику исполнения чемпионки в 92,35 балла. Спортсменка с четырех лет встала на ролики, коньки стали логичным продолжением.

Квалифицируемые прыжки

Виды прыжков в фигурном катании различаются по технике исполнения.

Реберные:

  1. Аксель. Фигурист едет на правой ноге, делает резкий разворот, выпад левой ногой. Затем выпрыгивает, при этом правая нога должна идти вперед.
  2. Риттбергер. Спорстмен скользит назад, затем левая нога идет вперед-накрест. Тело входит в поворот против часовой стрелки. Правая нога в этот момент совершает толчок.
  3. Сальхов. Левая нога идет назад. Правая совершает мах, благодаря чему тело входит в поворот.

Зубцовые:

  1. Флип. Исполняется с хода назад. Опорная нога — левая, удар делается зубцом конька правой ноги.
  2. Лутц. Фигурист слегка приседает, делает упор правым коньком. Раскручивание происходит за счет движения руками и корпусом.
  3. Тулуп. Двигаясь по дуге назад, спортсмен совершает отталкивание зубцом левого конька. Завершается прыжковый элемент приземлением на ребро правого конька.

Аксель является самым сложным из прыжков в фигурном катании, из-за трудности выполнения долгое время считался «мужским» прыжковым элементом.

Лутц, сальхов и риттбергер также названы в честь спортсменов, исполнивших эти элементы впервые.

Флип (англ.Flip — «щелчок») получил свое название из-за характерного звука при его исполнении.

Тулуп (англ.Toe Loop- «петля на носке») своим названием обязан фигуре, образуемой во время исполнения элемента.

Сальхов и тулуп являются самыми простыми прыжками.

Флип и лутц похожи по исполнению. Различие состоит в том, что в первом случае делается толчок зубцом, а во втором — спортсмен опирается на него, чтобы совершить подпрыгивание.

Лутц — самый трудный из зубцовых и второй по сложности после акселя.

Безошибочное исполнение многооборотного прыжкового элемента обеспечивает высокую оценку спортсмену

Поэтому даже юниоры уделяют внимание работе над ними на своих тренировочных занятиях и включают в программы для выступлений

Поднятие рук

При исполнении базовых прыжков поднятия рук вверх не требуется. Это делается намеренно по инициативе тренера или самого фигуриста, чтобы усложнить нормативный элемент. Возможность более чем адекватного выполнения подобного трюка доказала российская спортсменка Евгения Медведева в 2017 году.

Наставник фигуристки Этери Тутберидзе в своих интервью не раз подчеркивала, что поднятие рук вверх в момент прыжка — серьезный риск для фигуриста. Он может потерять баланс и как следствие получить травмы от падения.

Но благодаря специфичным физическим данным Медведевой прыжок с поднятием рук вверх получался у нее особенно хорошо. Фигуристка и тренер решили рискнуть и в результате Евгения получила 79,01 бала, слегка недотянув до мирового рекорда.

Сложность выполнения

В зависимости от количества оборотов тулуп приобретает большую сложность. Элемент называется простым, но выполнить пятерной тулуп на сегодняшний день не удалось ни одному спортсмену мира. В мужском исполнении освоен прыжок максимально с четырьмя оборотами. Женская половина фигуристок в 2018 году начала успешно включать прыжок в соревнования мирового уровня.

Судейская коллегия оценивает тулупы по следующей шкале:

  1. Одинарное вращение 0,4 балла.
  2. Двойное вращение 1,3 балла.
  3. Тройное вращение 4,3 балла.
  4. Четверное 10,3 балла.

Частой ошибкой при выполнении стало чрезмерное скрещивание толчковой ноги в положении сзади при начале отталкивания от ледовой поверхности. При намерении выполнить максимальное количество оборотов фигуристу следует проводить маховые движения в замедленном темпе, сдержанно.

Фигурное катание это один из популярных видов спортивных дисциплин. С момента появления продолжается развитие техники, усложняются элементы, и мир фанатов только увеличивается. На льду ежегодно появляются новые звезды.

Четверной тулуп в женском фигурном катании

Выполнить просто тулуп — это уже не удивление в катании на льду. Двойные, тройные обороты во время прыжка — это достижения спортсменок. Используются также каскадные элементы. На соревнованиях мирового уровня по женскому фигурному катанию каскадные прыжки — основное требование к профессионализму участниц. Часто спортсменки в программе выдают каскад тройного с двойным прыжками. Это встречается при одиночном катании. Тулуп подходит для второго элемента в каскаде, так как им удобнее заканчивать программу.

Женщинам довольно сложно выполнять четверной элемент отталкивания ото льда. Первой исполнительницей тройного тулупа стала Марина Титова. Ее элемент засчитан в 1971 году. Четверной тулуп мало кому подвластен, чаще его делают мужчины. Но в истории фигурного спорта, были попытки женщин выполнить такой элемент. Сурия Бонали в начале 1991 года попыталась сделать его, но по причине недокрута элемент не засчитали. Известно про Мики Андо, которая сделала четверной прыжок на тренировке. Но широкому кругу болельщиков так и не удалось его увидеть в ее исполнении. На соревнованиях в одиночном катании спортсменка не выступала с такой программой.

Рёберные прыжки

Рёберный — это прыжок, который фигурист совершает, толкаясь ребром конька опорной ноги, не задевая при этом лед другой ногой.

Сальхов

Сальхов (назван в честь Ульриха Сальхова, это шведский фигурист, Олимпийский чемпион 1908 года по фигурному катанию) совершается после выезда с дуги, с толчком от внутреннего ребра левой ноги, с поворотом на 180 градусов и одновременным махом правой ноги, и опусканием на внешнее ребро правой ноги.

Оценки за сальхов, в зависимости от количества вращений:

Сальхов является одним из самых легких прыжков.

Сальхов в четыре оборота первый раз прыгнул Тимоти Гейбл в 1998 году. Первая женщина прыгнувшая сальхов в четыре оборота была Мики Андо в 2002 году. Это пока единственный прыжок в четыре оборота, который смогли прыгнуть женщины.

Риттбергер

Риттбергер (на английском loop) – совершается при скольжении назад-наружу, с толчком от внешнего ребра правой ноги, вращаясь в воздухе против часовой стрелки и опускаясь, опять же, на правую ногу. Назван он в честь Вернера Риттбергера, фигуриста родившегося в Германии. Первый раз он его прыгнул в 1910 году. Некоторые еще называют его петлей т.к. он на нее походит и в переводе с английского loop – петля.

Оценки за риттбергер, в зависимости от количества вращений:

Риттбергер в четыре оборота первый раз прыгнул Юдзюру Ханю в 2016 году.

Аксель – самый трудный элемент фигурного катания, пока не у кого не получилось сделать его в четыре оборота. Назван он в честь Акселя Паульсена, фигуриста родившегося в Норвегии. Он самый первый выполнил его в 1882 году. Чтобы сделать аксель нужно начать с движения назад, после этого происходит поворот на 180 градусов и фигурист едет лицом в перед, поднимая правую ногу и отталкивается левой ногой. После этого выталкивает правую ногу в воздух и в итоге на нее же опускается и оказывается спиной вперед. Из-за того, что фигурист прыгает лицом в перед, а заканчивает спиной вперед, этот прыжок всегда на пол оборота больше, чем все остальные прыжки.

Оценки за аксель, в зависимости от количества вращений:

Прыжки в фигурном катании: названия и отличительные черты

Прыжки — обязательный атрибут фигурного катания. Без них не обходится ни одна одиночная или парная программа спортсменов. Их нет только в танцах. Прыжки в фигурном катании имеют свою базовую стоимость, которая измеряется в баллах. Чем они сложнее, тем выше итоговая оценка.

Баллы могут снимать за неуверенное приземление, недокруты и другие недочеты. Или же наоборот добавлять, если скачок выполнен безукоризненно и с включением дополнительных элементов. К примеру, в момент сложного захода были подняты руки.

Разберемся, как отличить прыжки в фигурном катании, выясним особенности каждого элемента и обозначим стоимость в баллах.

Об элементе

Лутц так называется благодаря австрийскому фигуристу Алоизу Лутцу, который самым первым исполнил элемент в 1913 году. Больше десяти лет понадобилось рекордсменам для того, чтобы выучить навыки выполнения двойного лутца.

В 1962 году зафиксировали тройной прыжок лутц техника, исполненный мужчиной. Первопроходцем стал канадский спортсмен Дональд Джексон, который благодаря исполненному тройному лутцу получил чемпионство. Только спустя 12 лет тройной лутц получилось повторить. Это было сделано в 1974 году, спортсменом из Германии Яном Хоффманом.

Четверной прыжок пытались сделать начиная с 1998 года. Так, на чемпионате США это почти удалось Майклу Вайсу, но тот совершил приземление на обе ноги. Повторная попытка в том же году не принесла желаемых результатов — спортсмен упал. Следующим фигуристом, захотевшим выполнить четверной прыжок, был Евгений Плющенко. Это было в 2001 году, но фигуриста ожидало падение на выезде после прыжка. И только по истечении десяти лет американскому спортсмену Брэндону Мрозу удалось прыгнуть четверной лутц, принимая участие в чемпионате в Колорадо Спрингз в 2011 году.

Качество исполнения зависит от скорости и вложенной силы спортсмена. Поэтому от спортсмена требуется максимальная отдача при движении корпуса в воздухе.

Правила безопасности

Не стоит забывать и о технике безопасности на льду!

  • Начинающим спортсменам, рекомендуется использовать защиту в виде шлема, наколенников, налокотников. А также стоит позаботиться о тёплой и комфортной одежде для катания, чтобы не получить охлаждение и не чувствовать себя скованно.
  • Падать также стоит правильно: во-первых, постараться упасть набок, но не на живот или спину (так вероятность получения травмы заметно снижается), во-вторых, не выставлять локти, вместо этого прижать их к телу в полусогнутом состоянии, в-третьих, необходимо напрягать шею, опустив подбородок вниз (меньшая вероятность получения травмы головы).

Фото 2. Правильная поза при падении: тело повернуто на бок, противоположные локоть и колено слегка согнуты.

  • Нога в коньке не должна «болтаться», она должна хорошо и плотно зафиксирована.
  • Чтобы совершить трюки на льду — рекомендуется взять пару уроков у мастера. В этом случае самостоятельность — не очень похвальное качество!

Прыжки во вращение

Элементы, где после приземления спортсмена он продолжает следовать круговой траектории называют прыжками во вращение. В этом случае фигурист не ставит перед собой задачу выполнить максимальное количество оборотов в воздухе. Здесь важны высота прыжка и устойчивое последующее вращение на льду.

Различаются элементы характером приземления и фигурой. Можно вращаться на толчковом коньке или на ноге выполняющей мах. Есть прыжки в волчок, ласточку, оллером, петлей и т. п. Качество и форма итогового элемента во многом зависит от позы фигуриста в момент полета.

Способ толчка также влияет на техническую часть прыжка во вращение. Многие программы профессиональных спортсменов включают в себя толчки сальховым, петлей и акселем. Все эти элементы отличаются разными углами поворота корпуса при нахождении фигуриста в воздухе.

Так же как и в случае с каскадами судьи чаще всего закрывают глаза на зрелищность прыжков во вращение, оценивая технику исполнения по базовым нормам. Наибольшие оценки получают программы, где финальные пируэты состоят из нескольких комбинаций вращения.

Заключение

Прыжки являются главным параметром оценки спортсменов благодаря своей эффектности и очевидной сложности исполнения. Следует полагать, что развитие этого компонента фигурного катания будет активно продолжаться.

Некоторые могут возразить, сказав, что среди прыжков десятилетиями отсутствует развитие, т. к. не появилось ни одного нового названия. Однако, это не так. Существует множество неклассифицированных элементов. Развитие техники продолжается и пятерной прыжок, например, сегодня уже не кажется фантастикой.

Так, четверной прыжок в фигурном катании у женщин впервые был исполнен не так давно — в 2002 году — японкой Мики Андо. А сегодня четверной прыжок уже пробуют исполнить 12-летние дети. Поэтому можно ожидать появления новых прыжков и развития текущего уровня.

https://youtube.com/watch?v=xoXKo5HEY3E%3F